Автопортреты без автора
Среди обширной русской иконографии есть портреты, которые постоянно привлекают внимание не благодаря своим художественным достоинствам, а в силу изображённых на них персонажей. За долгие годы они постепенно обрастают легендами, расставаться с которыми бывает тяжело, но тем не менее — необходимо.
Николай Александрович Бестужев — один из самых интересных героев движения декабристов. 14 декабря 1825 года он вывел вместе с единомышленниками на Сенатскую площадь Гвардейский экипаж, за что был приговорён к пожизненной каторге. Человек разносторонних талантов, Бестужев, помимо прочего, прекрасно владел кистью. Находясь в Сибири, он в совершенстве освоил акварель. Его брат Михаил Бестужев вспоминал: «У нас с ним было намерение составить по возможности полные биографии всех наших товарищей, и брат имел намерение приложить их к коллекции портретов, нарисованной им акварелью с изумительным сходством».
Всего Бестужев нарисовал 128 портретов заключённых Читинского острога и Петровского завода. Подлинники он старался оставлять у себя, а самим персонажам отдавал копии. Но иногда в силу разных обстоятельств ссыльной жизни товарищи забирали оригиналы. После смерти Бестужева его сестра Елена привезла портреты в 1858 году в Москву, где вскоре продала их известному фабриканту, издателю, меценату и коллекционеру Козьме Солдатёнкову. Больше сорока лет он владел уникальным собранием. Но, как ни странно, «Козьма Медичи», прозванный так по аналогии с флорентийским покровителем искусств XV века Козимо Медичи, ничего не сделал для изучения и публикации портретов. А после смерти Солдатёнкова в 1901 году следы коллекции Бестужева и вовсе затерялись.
В 1944 году искусствовед Илья Самойлович Зильберштейн разыскал в Москве бывшего сотрудника Солдатёнкова, у которого оказалось собрание Бестужева — 76 рисунков, в том числе 68 портретов декабристов. В связи с этой находкой Зильберштейн подготовил большую научную работу о Бестужеве как художнике и опубликовал её в 1956 году в специальном выпуске сборника «Литературное наследство».
Помимо серии, сделанной в Сибири, Зильберштейн попытался также найти произведения Бестужева, написанные им до восстания. По мемуарам и переписке было известно, что он делал миниатюрные портреты гуашью в стиле популярного французского художника Изабе. Но считалось, что ранние работы Бестужева не сохранились. Зильберштейн убедительно доказал его авторство для известного портрета брата — писателя Александра Бестужева (Марлинского). Исполненный в 1823 или 1824 году, он полвека хранился у сестёр, а ныне находится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге (ВМП).
Помимо портрета брата Зильберштейн предположил, что Бестужев являлся автором двух собственных изображений. Первый такой автопортрет тоже хранится в ВМП. На маленькой гуаши (8 х 7,2 см) мы видим морского офицера, который, судя по номеру на эполетах, служил в 19-м корабельном экипаже. Он и правда похож на другие портреты декабриста. По мнению Зильберштейна, «в лейтенанты Николай Бестужев был произведён в июле 1814 года, вскоре он был назначен в 19-й флотский экипаж и служил там до конца 1815 года». Правда, никаких ссылок на источники этой информации в книге нет, хотя весь труд пестрит ими — 728 ссылок на 380 страниц текста! Сразу закрадывается сомнение. Ведь флотские экипажи появились лишь 1 марта 1816 года. До этого они делились на корабельные и гребные. Как бы там ни было, с тех пор гуашь хранится в ВМП как автопортрет Бестужева с датировкой 1814 или 1815 год.