Меню последнего обеда
Вечер 3 марта 1917 года в царском поезде…
Между часом и двумя пополуночи 3 (16) марта 1917 года литерные поезда покинули Псков, где находилось командование армиями Северного фронта во главе с георгиевским кавалером, генералом от инфантерии Николаем Рузским.
В одном из двух поездов возвращался в Ставку Николай II.
В России солдатский бунт столичного гарнизона превращался в революцию.
В предшествующие двое суток — с благородной целью успокоить страну накануне грандиозного наступления, готовившегося на южном крыле Восточного фронта, — царь сначала даровал Государственной думе долгожданное право формировать Кабинет министров, а затем, когда уступка оказалась недостаточной, отрёкся от престола. «Образ государя с заплаканными глазами в полуосвещённом купе до конца жизни не изгладится из моей памяти», — вспоминал дворцовый комендант, Свиты Его Величества генерал-майор Владимир Воейков.
Итак, Россия стала конституционно-монархическим государством.
Вопрос о венценосце решался в соответствии с законом: после отречения отца на престол вступал его несовершеннолетний сын, цесаревич Алексей Николаевич, которому связывалась присягой огромная армия.
Однако по причинам семейного характера Николай II нарушил права Алексея Николаевича и передал престол своему младшему брату, великому князю Михаилу Александровичу — в результате более 10 миллионов военнослужащих, в основном крестьян в солдатских шинелях, остались без присяги. «Всё передано М(ише), и Бэби теперь в безопасности — какое облегчение!» — так чуть позже писала мужу Александра Фёдоровна. При этом сам великий князь Михаил Александрович, ночевавший на частной квартире в Петрограде, ещё не представлял себе, насколько изменилось его положение в доме