Роман Михайлов: Страна в то время быстро лепила себя, как из пластилина

Сразу несколько жизней совместил 46-летний Роман Михайлов. Он признанный в своей области ученый – доктор физико-математических наук, автор работ по гомологической алгебре, гомотопической топологии и теории групп. Успешный писатель – его романы «Равинагар» и «Изнанка крысы» попали в лонг-листы «Национального бестселлера», а «Дождись лета и посмотри, что будет» получил Премию Андрея Белого. Кроме того, Михайлов – театральный режиссер и драматург. Но наибольшей известности он добился за последние три года – как работающий с удивительной продуктивностью режиссер инди-кино. Сейчас в его фильмографии уже семь полных метров (первый, «Сказка для старых», вышел весной 2022 г.) и вдохновленный романом «Дождись лета и посмотри, что будет» сериал «Путешествие на солнце и обратно» (доступен в онлайн-кинотеатре Start).
«Путешествие на солнце и обратно» – история любви сквозь десятилетия: Руслан (Олег Чугунов), сын карточного шулера и афериста, в детстве влюбился в невесту сына криминального авторитета и пообещал себе ее найти, как бы ни сложилась его жизнь. Сейчас у Михайлова в работе восьмой полнометражный фильм «Песни джиннов» – дата релиза пока не объявлена. Вокруг Михайлова сформировался круг постоянных соратников – помимо Чугунова в его картинах можно регулярно увидеть Федора Лаврова, Марка Эйдельштейна, Марию Мацель, Льва Зулькарнаева и т. д.
В интервью «Ведомостям» Роман Михайлов рассуждает, почему его фильмы похожи на сны, а девяностые существуют в форме сказки, а также рассказывает о том, как в сериале «Путешествие на солнце и обратно» «передал привет» Дэвиду Линчу.
«Юность, угар, сияние внутреннего солнца»
– Роман, вы не только кинорежиссер, но еще и математик, автор научных работ, театральный режиссер, драматург. Кроме того, вы писатель – издано несколько ваших книг. Почему сериалом стал именно роман «Дождись лета и посмотри, что будет»?
– Это одна из самых простых и понятных моих книг. Трудно представить себе сериал по другим книгам. Здесь была готовая драматургическая база, я за четыре месяца переписал все в сценарий. Хотя это было не так просто, ведь в книге слишком много размышлений и описания состояний. Как это все переписать без использования закадрового голоса? Но это получилось.
– Прототип главного героя, Руслана Олега Чугунова, – это вы? Можно так сказать?
– Да, можно.
– Как ставилась для него актерская задача? Чего хотелось от него?
– Я ждал от него того же, что и от всех остальных, – просил его проживать, а не играть.
– Как прошли ваши девяностые? И что от них осталось? Что новое хотелось о них рассказать? Время как будто уже очень «засалено» в кино другими авторами – можно его отмыть и нужно ли отмывать?
– Классное было время. Мы жили и радовались. Юность, угар, сияние внутреннего солнца. Да, было непросто с точки зрения выживания, но в юности это не замечается. Мы с мамой работали на базаре, потом я был диджеем, работал на стройке, состоял в разных общинах, рядом были чудесные друзья, не все из которых дожили до сегодняшнего дня. Жили как жили. В каждом дне я стараюсь жить честно, остальное – как получится.
Наша страна рассыпалась не в 1991 г. Она тлела и качалась много лет, создавались и сакрализовывались новые границы, менялось мышление. Время существовало по-другому. Сегодня ты один, а завтра мог всплыть – как пузырь на озере. Стать директором завода по производству пластиковых окон, вернуться с работы диджеем в баре. Или не вернуться, уйти в вечность вместе с каким-нибудь треком, не понравившимся хмурому человеку за столиком. Страна в то время быстро и жестко лепила себя, как из пластилина.
– Для меня это время в нашем кино чем-то похоже на идеальный хронотоп, по сути жанр что-то вроде вестерна в американском кино. Время, место, обстоятельства, которые вдруг становятся идеальными условиями для развития любой драматургии. Все обострено. Может быть боевик, комедия, трагедия, драма взросления. Что, по-вашему, тут самое важное? Почему мы к этому возвращаемся?