Королеву — под нож
Стихотворение Михаила Светлова «Рабфаковке» было написано в середине 1920-х. Молоденькая студентка-вечерница дремлет над конспектом по истории. А в нём ведут на костёр Жанну д’Арк и «гильотины весёлый нож ищет шею Антуанетты». Понимает ли героиня — почему?
Заложница грандиозного проекта
Идея династического союза между двумя влиятельнейшими династиями Европы — Габсбургами и Бурбонами — будоражила умы государственных деятелей Франции и Австрии с первой половины XVIII столетия. Обе сверхдержавы отдавали себе отчёт в том, что их влияние на европейскую политику сокращается. Брачный союз должен был стать внешним выражением союза политического, который помог бы обеим странам вернуть былое величие. Многое получилось. Однако ни один из двух предполагаемых браков, которые могли бы стать вершиной этой конструкции, — женитьба Людовика XV на австрийской принцессе и австрийского императора Иосифа II на дочери французского короля — по разным причинам не состоялся.
Юная австрийская эрцгерцогиня Мария-Антуанетта как нельзя лучше подходила для того, чтобы долго лелеемый союз стал, наконец, реальностью. Её мать, умная и властная Мария-Терезия, вдова императора Франца I, приложила колоссальные усилия к тому, чтобы договор не сорвался. Достаточно сказать, что последние месяцы перед отъездом во Францию уже провозглашённая невестой Мария-Антуанетта спала в покоях матери: вольные нравы венского двора были хорошо известны, и ни один скабрёзный слух не должен был помешать предстоящему бракосочетанию. И оно состоялось.
Его, правда, омрачила трагедия: народные гулянья на площади Людовика XV (ныне площадь Согласия), где из-за строительных работ были вырыты котлованы, закончились жуткой давкой, в которой погибло около полутора сотен человек. Через век с четвертью подобная, только ещё более масштабная трагедия на Ходынке ознаменует начало ещё одного царствования, также завершившегося революцией и казнью монаршей семьи. Правда, в отличие от Франции — бессудной.
Королева и пирожные
Юной принцессе, а с 1774 года — королеве, на чужбине пришлось не слишком сладко: над её манерами посмеивались, придворный этикет был не по-венски суров, муж первые годы обнаруживал неспособность к брачной жизни (позже небольшое хирургическое вмешательство устранило эту проблему). Однако будучи от природы живой и весёлой, она не унывала и без труда находила себе развлечения. Танцы, катание на коньках, театральные представления, карты — расходы росли, но влюблённый муж не скупился на подарки. Одним из них стал Малый Трианонский дворец, где королева могла отдохнуть от скучной версальской атмосферы. Для французского бюджета, весьма истощённого предыдущими царствованиями, это была непомерная нагрузка.
В аристократических кругах шептались, а в простонародной среде в открытую ворчали о том, что развлечения «австриячки» стране не по карману.
Революция началась не из-за Марии-Антуанетты, этим событием двигали причины гораздо более глубокие. Но нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что именно против неё во многом было направлено недовольство бедноты. Циничного «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные» — королева не произносила, эта фраза родилась раньше; но именно ей «мнение народное» припишет подобное отношение к простому человеку.