Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант18+

Кнут Гамсун

Портретная галерея Дмитрия Быкова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЁН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЫКОВЫМ ДМИТРИЕМ ЛЬВОВИЧЕМ

1.

Интересно с ним получилось: зиганули, скажем, Гамсун и Селин — хотя зиганули по-разному, каждый в своих обстоятельствах, но фашизм поддержали оба. Селин — на почве застарелого антисемитизма (хотя, по старой пародии на Юлиана Семёнова, Штирлиц был интернационалист и никого не любил). Гамсун, можно полагать, на фоне женофобии и общего страха перед жизнью и новизной (рассмотрим подробнее). Но Селин остался в памяти французов и вообще европейцев большим писателем и трагической фигурой, пусть с роковыми заблуждениями, — вроде де Сада, только талантливей. А Гамсуна норвежцы хоть и реабилитировали частично — главным образом за счёт его старости и возможного маразма, не помешавшего ему, однако, написать за год до смерти «На заросших тропах», — но продолжают стыдиться и, главное, не перечитывают. Может быть, проблема в том, что Селин высказывался от личного имени и всегда себя воспринимал как изгоя, — Гамсун же говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал.

Но писатель он был настоящий, и случай его гораздо сложней селиновского, как и сам он был гораздо умней Селина. В болевую точку Гамсун попадал безошибочно. Изобразитель он так себе — не набоковского, не бунинского и даже не купринского класса, описания однообразны, чувства шаблонны, — но главное противоречие наступившего века (и может быть, всей наступившей эпохи) он почувствовал сразу. И приход его к фашизму был так же логичен, как попадание всего ХХ века в этот капкан, из которого мир, судя по всему, до сих пор не выбрался, — дай бог окончательно изблевать этот яд к сороковым годам (есть шанс успеть к тридцатым, но он невелик). Просто к фашизму Гамсун пришёл строго индивидуальным путём: его привела туда не уверенность в собственной правоте, как обычно бывает, — а наоборот, недоверие к себе. В этом смысле изучение его опыта для сегодняшнего читателя бесценно, и хотя человечество, как мы знаем, крайне неохотно учится на своих ошибках, — в случае Гамсуна есть случай некоторых особенно опасных заблуждений не повторить.

2.

Как многие представители северного модерна — Андерсен, Ибсен, Стриндберг, — он с двадцатилетним запозданием осваивал достижения англичан и французов. У каждого из великих северян был свой европейский образец, и в случае Гамсуна это был Золя: то же тяготение к эпосу, к масштабным циклам, тот же несколько навязчивый натурализм (у Золя он поэтичнее, роскошнее), тот же биологизм, то есть вера в торжество природы над культурой и наследственности над средой. Герои одержимы дикими биологическими страстями, которые тщетно пытаются загнать под контроль рассудка. Любопытно, что северяне вообще больше верят в природу, чем в культуру, — потому, вероятно, что эта природа у них брутальнее, а покров культуры слетает с человека много легче. Гамсун вдобавок по-настоящему одержим германским духом: он верит, что великие народы Севера укажут миру новый путь, что только Север обладает настоящими добродетелями, мужским духом завоевания и познания, сопротивления и труда.

Можно сказать, что Гамсуна — как и раннего Томаса Манна, например, — больше всего волнует противостояние культуры и почвы, врождённого и выбранного, имманентного и созданного; главный его герой — «слабый человек культуры», как назвал этот тип Александр Эткинд. Все романы Гамсуна, включая эпические дилогии и трилогии (трилогия о «головном человеке» Иваре Карено, трилогия о страннике, трилогия об Эдварде, трилогия об Августе), — более или менее о нём самом, слабом человеке культуры, который вырос из своей среды и не находит пристанища в другой.

Сам Гамсун вырос в нищете, сбежал из этой нищеты, долго и мучительно самоутверждался, пока «Голод» не стяжал ему первого успеха; сам Гамсун всегда ощущал себя чужим в среде крестьянства или бедного чиновничества (он рос в многодетной семье, отец был деревенским портным, с десяти лет его отправили в услужение к дяде, который его изводил, как Господь не приведи), и всё это сформировало у него позицию вечной уязвлённости, готовности к проигрышу в схватке с жизнью. Герой его вынужден капитулировать перед разнообразной грубостью, перед вечно превосходящей силой, перед природой в самых разных, но одинаково жестоких её проявлениях; отсюда же и страх перед женщиной, которая гораздо органичней связана с жизнью. Женщины у Гамсуна всегда рослые, сильные, уверенные — и не стареющие, а словно молодеющие с годами. Гамсун, можно сказать, всю жизнь писал то, что у Андрея Белого уложилось в один роман «Серебряный голубь», герой которого, Дарьяльский, влюблён в кроткую дворянскую красавицу Катю, но тут налетает на него безумная страсть к столяровой жене, сектантке, рябой рыжей Матрёне, и народная сектантская стихия — вот уж подлинно глубинный народ — Дарьяльского убивает, пожирает. Ровно так же лейтенант Глан любил кроткую Еву, но Ева погибла, а Эдварда довела его в конце концов до бегства и гибели аж в Африке, потому что он этой страстью раздавлен и не может Эдварду победить. Несколько выделяются — хотя не выходят за пределы этого сюжета — «Мистерии», которые Ахматова называла «Загадками и тайнами», и так, пожалуй, точнее. Она признавалась, что побывала под сильным, гипнотическим влиянием этой книги, — и в самом деле она напоминает наваждение: там в прибрежный городок приезжает эксцентрик Юхан Нагель, ведущий себя алогично и, как бы сказать, мечтательно, — много было таких оригиналов среди декадентов. А потом атмосфера в городе, где все несчастны или безумны, сводит его с ума, доводит до галлюцинаций, он бросается в воду и тонет — причём неясно, случилось ли это всё во сне, в безумии либо наяву.

Сама центральная мысль, однако, проста: в этом городе полно несчастных и полусумасшедших, но все они здоровее и нормальнее модерниста-мечтателя и жалеть их ему ни в коем случае нельзя, — потому что начнёшь жалеть и провалишься, потому что они тут родились и их чудачества скорее прихоть, а он-то действительно болен, он социальный выродок, и нечего ему с ними делать. Любопытно, что на этот сюжет в Скандинавии потом много чего писали и снимали, свежайший пример — «Идиоты» Ларса фон Триера, в которых экзальтированная женщина при всём желании не может стать настоящей душевнобольной, а в лучшем случае заслужит ненависть со стороны подлинных безумцев, потому что за ними органика, а за ней творческое воображение. Искусство всегда проигрывает жизни, а уж когда человек искусства берётся сочувствовать живым, тут просто пиши пропало. Этот скандинавский инвариант часто встречается у Бергмана, и неудивительно, что Триера он волнует всю жизнь. Потому что главная тема Гамсуна — это человек, оторвавшийся от почвы и этой почвой мстительно поглощённый. Ну, или морем. Они у Гамсуна одинаково хищные стихии.

И «Странник играет под сурдинку», в сущности, о том же: странник — персонаж безымянный, носимый ветром, — приезжает в провинцию, пытается её благоустроить, и даже успешно, но никакой водопровод, никакой технический прогресс не делает жизнь более разумной. Все друг друга терпеть не могут, все изменяют, все втайне глубоко несчастны. Правда, именно в десятые годы — в том числе под влиянием мировой войны, которая от нас заслонена своим более масштабным продолжением и потому осмысливается только сейчас, — у Гамсуна появляется нечто вроде утешения, навязчивая идея: городская жизнь устроена лживо, особенно большой и наглой ложью является прогресс, и прежде всего идея цивилизации (англосаксонская и американская по преимуществу), а потому единственная правда состоит в том, чтобы работать на земле. Да. Самому себя благоустраивать, ни от кого не зависеть и возвести себя наконец к архетипической фигуре сеятеля: человека вовсе не из народа (народ так же лжив и развратен в деревне, как и в жирующем городе), но от библейских корней.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

И ты, Иван? И ты, Иван?

Почему гетман Иван Мазепа предал своего царя?

Дилетант
Сделано с заботой: о новой отчетной нагрузке Сделано с заботой: о новой отчетной нагрузке

Постараемся разобраться в правовой основе требований для налогоплательщиков

Ведомости
Усечённое древо Усечённое древо

Для династии Птолемеев браки между братьями и сёстрами были обычным делом

Дилетант
Медвежий угол Медвежий угол

Как оргкомитет московской Олимпиады-80 зарабатывал – рубли и валюту

Ведомости
Миролюбивая сила Миролюбивая сила

Именно Москва начала давить на Каир, принуждая его перейти к переговорам

Дилетант
«Нет на свете страны, где нет магазинов» «Нет на свете страны, где нет магазинов»

Розница в России: как справиться с кризисом и что будет с брендами?

Монокль
Римские скрепы Римские скрепы

Через 12 лет после гибели Клеопатры Октавиан Август занялся семейными ценностями

Дилетант
Неандертальцы наследили на португальских пляжах Неандертальцы наследили на португальских пляжах

Археологи обнаружили на португальском побережье отпечатки ног неандертальцев

N+1
Взлом без кражи Взлом без кражи

Британский Центр правительственной связи в поместье Блетчли-парк

Дилетант
Новое исследование развеивает мифы о холестерине в яйцах Новое исследование развеивает мифы о холестерине в яйцах

Как пищевой холестерин и насыщенные жиры влияют на уровень «плохого» холестерина

ТехИнсайдер
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Маленькие шаги к переменам Маленькие шаги к переменам

Интервью с создателем инклюзивных раскрасок и игрушек Натальей Пониной

Лиза
Реки крови и гречишный шоколад: как выигрывать конкурентную борьбу на «алых» рынках Реки крови и гречишный шоколад: как выигрывать конкурентную борьбу на «алых» рынках

Как российская компания может добавить значимых отличий своему ассортименту

Forbes
«Снимаешь парик и чувствуешь себя голой»: как живут женщины с алопецией «Снимаешь парик и чувствуешь себя голой»: как живут женщины с алопецией

Истории женщин, которые научились жить с алопецией и помогают другим

Forbes
Илья Перфильев: «Фокус на персонал – основа новой философии компании» Илья Перфильев: «Фокус на персонал – основа новой философии компании»

Об актуальных профессиях и работе с молодыми специалистами

Ведомости
РНК нейрональных предшественников в гиппокампе указала на нейрогенез у взрослых РНК нейрональных предшественников в гиппокампе указала на нейрогенез у взрослых

Как ученые подтвердили нейрогенез у взрослых

N+1
«Броненосец «Потемкин» и «Страна глухих»: как женщины меняют сюжеты в кинематографе «Броненосец «Потемкин» и «Страна глухих»: как женщины меняют сюжеты в кинематографе

Сценаристки, без которых невозможно представить советское и российского кино

Forbes
Наталья Павленкова: «Может, я артистка не самая лучшая, но так, как я, не сыграет никто» Наталья Павленкова: «Может, я артистка не самая лучшая, но так, как я, не сыграет никто»

Чтобы не отсвечивали рядом, лучше буду один в темном царстве? Не-е-ет!

Коллекция. Караван историй
Олег Нестеров — об Александре Кнайфеле и пределах невозможного Олег Нестеров — об Александре Кнайфеле и пределах невозможного

Музыкант Олег Нестеров — о музыке, которую сегодня стоит услышать каждому

РБК
Настроение «каникулы»: как почувствовать себя в отпуске, если до него далеко Настроение «каникулы»: как почувствовать себя в отпуске, если до него далеко

Как создать себе приятную иллюзию отпуска, если до заветных дат еще работать

Правила жизни
IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР

Какой грузовой автомобиль был главным в советские годы: ЗИЛ-130 или IFA W 50?

ТехИнсайдер
Болит слева, но не сердце! Болит слева, но не сердце!

Боль в груди: сердечные и несердечные причины – как различить?

Здоровье
Лиза Шакира: «Умение признавать свой страх очень облегчает любую работу» Лиза Шакира: «Умение признавать свой страх очень облегчает любую работу»

Вдруг все мои достижения, все мои роли — это лишь случайность?

Коллекция. Караван историй
Инфляция подгоняет ставку Инфляция подгоняет ставку

На что влияет замедление темпов инфляции

Ведомости
Генетики выявили мужчин армянского происхождения в средневековом Болгаре Генетики выявили мужчин армянского происхождения в средневековом Болгаре

Палеогенетики секвенировали ДНК похороненных у стен средневекового Болгара

N+1
Культурная программа Культурная программа

Нужна ли ребенку культурная программа и в каком объеме

Новый очаг
Дача под боком Дача под боком

Идеи оформления балкона, которые перенесут тебя за город

Лиза
Величавый коровяк Величавый коровяк

Величавый коровяк: высокий, стройный, мощный, прочно вросший в землю

Наука и жизнь
Новые времена Новые времена

Изменения, которые произошли в мире технологий за последние 25 лет

Правила жизни
Громких разводов не будет Громких разводов не будет

Супруги-совладельцы все чаще прибегают к медиации

Монокль
Открыть в приложении