Шоу на все деньги. Чем «Формула-1» похожа на дореволюционную Россию
В 2019 год «Формула-1» вошла с финансовыми убытками и кучей нерешенных проблем из прошлого. По случаю старта нового сезона Forbes рассуждает, удастся ли чемпионату преодолеть кризис
В начале XX века Российская империя производила на иностранцев очень хорошее впечатление. Богатая страна с развитым сельским хозяйством, промышленностью и культурой; место, где живут передовые предприниматели, мыслители и изобретатели. Все закончилось в 1917 году. Прямо сейчас «Формула-1» словно готовится повторить участь Российской Империи. То есть шиковать до последнего и даже в критической ситуации не признавать собственных проблем. Чтобы в итоге исчезнуть. Forbes объясняет, почему «Формула-1» близка к катастрофе.
Сословный строй
Возможно, главной проблемой «Формулы-1» стоит назвать финансовое неравенство гоночных команд. Пока лидеры серии вроде Ferrari, Mercedes AMG и Red Bull получают десятки миллионов долларов за сам факт своего участия в гонках (в документах это называется «платой за исторический статус»), аутсайдеры оказываются не в состоянии платить по счетам и копят долги.
Минувшей зимой сразу две такие команды сменили название. Маленькая, но чрезвычайно эффективная конюшня Force India теперь известна как Racing Point, а независимый конструктор Sauber (та самая команда, в которой на заре девяностых в категории спортпрототипов выступал Михаэль Шумахер) превратился в Alfa Romeo.
Причина — неравномерное распределение доходов, введенное бывшим владельцем «Ф-1» Берни Экклстоуном. Больше всего система Экклстоуна напоминала сословные привилегии царской России. Высшим сословиям — командам с историей — доставались деньги, победы и слава. Гоночным «крестьянам» — командам типа Sauber и Force India — изматывающая погоня за деньгами, которых всегда не хватало.
Это привело к серии банкротств небольших команд, из-за чего в чемпионате осталось всего 10 участников. Для «Формулы-1» это почти предел: если команд будет меньше девяти, оставшимся участникам придется выставлять по три машины на гонку. Либо устроители Гран-при получат право отменять этапы — контрактами закреплен минимум в 18 машин на стартовой решетке.
Демократия в бездействии
Развитость демократических институтов, похожая на свободомыслие в России 1910-х, не идет на пользу «Формуле-1». Уже больше года команды спорят друг с другом и с Международной автомобильной федерацией (FIA) о правилах на 2021 год. Их нет до сих пор.
Как техническому виду спорта «Формуле-1» нужен заранее прописанный регламент, по которому участники смогут строить машины для будущих сезонов. Нет регламента — нет машин. Благодаря все тому же Берни Экклстоуну команды договорились о том, что нынешний свод правил действует исключительно до конца 2020 года.
Что будет дальше — никто не знает. Но отдельные команды и автопроизводители уже вовсю угрожают покинуть «Формулу-1», если FIA утвердит «неправильный» регламент. Разумеется, критерий «неправильности» у каждой команды свой — и никто не согласен на уступки.