Удастся ли высшему классу гонок преодолеть кризис?

ForbesБизнес

Шоу на все деньги. Чем «Формула-1» похожа на дореволюционную Россию

В 2019 год «Формула-1» вошла с финансовыми убытками и кучей нерешенных проблем из прошлого. По случаю старта нового сезона Forbes рассуждает, удастся ли чемпионату преодолеть кризис

Антон Погорельский

rtx6ns51.jpg__1552649281__61839.jpg
Фото Albert Gea / REUTERS

В начале XX века Российская империя производила на иностранцев очень хорошее впечатление. Богатая страна с развитым сельским хозяйством, промышленностью и культурой; место, где живут передовые предприниматели, мыслители и изобретатели. Все закончилось в 1917 году. Прямо сейчас «Формула-1» словно готовится повторить участь Российской Империи. То есть шиковать до последнего и даже в критической ситуации не признавать собственных проблем. Чтобы в итоге исчезнуть. Forbes объясняет, почему «Формула-1» близка к катастрофе.

Сословный строй

Возможно, главной проблемой «Формулы-1» стоит назвать финансовое неравенство гоночных команд. Пока лидеры серии вроде Ferrari, Mercedes AMG и Red Bull получают десятки миллионов долларов за сам факт своего участия в гонках (в документах это называется «платой за исторический статус»), аутсайдеры оказываются не в состоянии платить по счетам и копят долги.

Минувшей зимой сразу две такие команды сменили название. Маленькая, но чрезвычайно эффективная конюшня Force India теперь известна как Racing Point, а независимый конструктор Sauber (та самая команда, в которой на заре девяностых в категории спортпрототипов выступал Михаэль Шумахер) превратился в Alfa Romeo.

Причина — неравномерное распределение доходов, введенное бывшим владельцем «Ф-1» Берни Экклстоуном. Больше всего система Экклстоуна напоминала сословные привилегии царской России. Высшим сословиям — командам с историей — доставались деньги, победы и слава. Гоночным «крестьянам» — командам типа Sauber и Force India — изматывающая погоня за деньгами, которых всегда не хватало.

Это привело к серии банкротств небольших команд, из-за чего в чемпионате осталось всего 10 участников. Для «Формулы-1» это почти предел: если команд будет меньше девяти, оставшимся участникам придется выставлять по три машины на гонку. Либо устроители Гран-при получат право отменять этапы — контрактами закреплен минимум в 18 машин на стартовой решетке.

Демократия в бездействии

Развитость демократических институтов, похожая на свободомыслие в России 1910-х, не идет на пользу «Формуле-1». Уже больше года команды спорят друг с другом и с Международной автомобильной федерацией (FIA) о правилах на 2021 год. Их нет до сих пор.

Как техническому виду спорта «Формуле-1» нужен заранее прописанный регламент, по которому участники смогут строить машины для будущих сезонов. Нет регламента — нет машин. Благодаря все тому же Берни Экклстоуну команды договорились о том, что нынешний свод правил действует исключительно до конца 2020 года.

Что будет дальше — никто не знает. Но отдельные команды и автопроизводители уже вовсю угрожают покинуть «Формулу-1», если FIA утвердит «неправильный» регламент. Разумеется, критерий «неправильности» у каждой команды свой — и никто не согласен на уступки.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Бежевое родительство»: как соцсети навязывают «правильные» тренды в воспитании детей «Бежевое родительство»: как соцсети навязывают «правильные» тренды в воспитании детей

Почему просмотр материалов о воспитании детей в соцсетях может вызвать стресс?

Forbes
Наценка или скидка? Наценка или скидка?

Насколько справедливо страховые компании относятся к прекрасным дамам за рулем

АвтоМир
В России могут ввести 4-дневную рабочую неделю. Как это отразится на людях? В России могут ввести 4-дневную рабочую неделю. Как это отразится на людях?

О возможности введения четырехдневной рабочей недели и ее последствиях

Psychologies
Русская авоська: как отказ от пакетов помог построить бизнес на 100 млн рублей Русская авоська: как отказ от пакетов помог построить бизнес на 100 млн рублей

Как «Азбука вкуса» и «Ашан» помогают расти бизнесу на осознанных потребителях

Forbes
Первая минута Первая минута

Как заставить начало разговора работать на результат

kiozk originals
Президентские выборы на Украине: первые данные экзит-полов Президентские выборы на Украине: первые данные экзит-полов

Выбрать президента Украины в первом туре голосования не удалось

Forbes
Как не рассыпать мусор по дороге Как не рассыпать мусор по дороге

Возможности для построения системы обращения с отходами в стране есть

Эксперт
Сергей Чапнин: Помидоры нельзя? Официальная церковь потеряла авторитет в регламентации правил поста Сергей Чапнин: Помидоры нельзя? Официальная церковь потеряла авторитет в регламентации правил поста

Какая «позитивная программа» есть сегодня у тех, кто соблюдает Великий пост

СНОБ
Глава Boeing написал письмо авиакомпаниям и пассажирам после скандала с 737 MAX Глава Boeing написал письмо авиакомпаниям и пассажирам после скандала с 737 MAX

Исполнительный директор Boeing Деннис Мюленберг написал письмо авиакомпаниям

Forbes
Служба спасения Служба спасения

Найджел Франклин открывает «Татлеру» глаза на тренды ЗОЖа

Tatler
Почему диктаторские режимы вредны для здоровья Почему диктаторские режимы вредны для здоровья

Исследователи установили, что форма правления влияет на общественное здоровье

Forbes
Как бывший инженер Google создал самое популярное в мире приложение для онлайн-торговли Как бывший инженер Google создал самое популярное в мире приложение для онлайн-торговли

История Wish — приложения, которое бросило вызов Amazon

Forbes
Укрепление рубля после решения ФРС продлится недолго Укрепление рубля после решения ФРС продлится недолго

В долгосрочной перспективе внешние риски перевесят временный позитив

Forbes
Гибкое время Фабиана Офнера Гибкое время Фабиана Офнера

Как по частям собрать момент, которого никогда не было

Популярная механика
Искусство настоящего времени Искусство настоящего времени

Интервью с Константином Райкиным

Эксперт
Вафля на «полторашку» Вафля на «полторашку»

В Москве начнут штрафовать за выезд на перекресток, если образовалась пробка

АвтоМир
Дед «Джамбо-джет»: самый известный пассажирский самолет в мире Дед «Джамбо-джет»: самый известный пассажирский самолет в мире

Boeing 747 отметил в этом году полувековой юбилей

Популярная механика
Гениально: 20 утренних бьюти-лайфхаков, которые понравятся ленивым девушкам Гениально: 20 утренних бьюти-лайфхаков, которые понравятся ленивым девушкам

Тебе больше не придется выбирать между сном и красотой

Cosmopolitan
Хватит искать во всем светлую сторону Хватит искать во всем светлую сторону

Не всегда лучше всегда и во всем искать позитив

Psychologies
Волонтерство как вторая работа: зачем оно вам? Волонтерство как вторая работа: зачем оно вам?

В России насчитывается около 7 миллионов волонтеров

Psychologies
Гнев Вашингтона. Грозит ли «Роснефти» ужесточение санкций США из-за связей с Венесуэлой Гнев Вашингтона. Грозит ли «Роснефти» ужесточение санкций США из-за связей с Венесуэлой

Глава Госдепартамента США Майк Помпео раскритиковал «Роснефть»

Forbes
«Если бы я пошел к президенту, меня бы вынесли вперед ногами»: Андрей Белоусов о деле Baring Vostok «Если бы я пошел к президенту, меня бы вынесли вперед ногами»: Андрей Белоусов о деле Baring Vostok

Помощник президента Андрей Белоусов рассказал о дружбе с Артемом Аветисяном

Forbes
Mazda3: Пока держится Mazda3: Пока держится

Второе поколение Mazda3 нас слегка усыпило беспроблемностью

АвтоМир
Три мушкетера Три мушкетера

Семейные секреты парижского ателье Camps de Luca

The Rake
Похороны Сталина из окна американского посольства напротив Кремля (видео) Похороны Сталина из окна американского посольства напротив Кремля (видео)

Это уникальная цветная кинохроника была обнаружена всего три года назад

Maxim
Творцы Дрейка: как братья-продюсеры заработали на рэпе почти $2 млрд Творцы Дрейка: как братья-продюсеры заработали на рэпе почти $2 млрд

Почему будущее крупного лейбла Cash Money вызывает тревогу у основателей?

Forbes
По следам Гензеля и Гретель По следам Гензеля и Гретель

В этих умиротворяющих и трогательно милых пейзажах чувствуешь себя героем сказок

Quattroruote
Корпорации спешат на помощь: зачем стартапам акселераторы Корпорации спешат на помощь: зачем стартапам акселераторы

Основатель «Самокат шеринг» о том, чему можно научиться в акселераторе

Forbes
Попали в цвет Попали в цвет

На Майорке отдыхают короли и знаменитости

Лиза
Охрана, как в шпионских фильмах: почему расходы на безопасность Цукерберга выросли на 500% Охрана, как в шпионских фильмах: почему расходы на безопасность Цукерберга выросли на 500%

На безопасность Цукерберга и его семьи ежегодно выделяется $10 млн

Forbes
Открыть в приложении