Удастся ли высшему классу гонок преодолеть кризис?

ForbesБизнес

Шоу на все деньги. Чем «Формула-1» похожа на дореволюционную Россию

В 2019 год «Формула-1» вошла с финансовыми убытками и кучей нерешенных проблем из прошлого. По случаю старта нового сезона Forbes рассуждает, удастся ли чемпионату преодолеть кризис

Антон Погорельский

rtx6ns51.jpg__1552649281__61839.jpg
Фото Albert Gea / REUTERS

В начале XX века Российская империя производила на иностранцев очень хорошее впечатление. Богатая страна с развитым сельским хозяйством, промышленностью и культурой; место, где живут передовые предприниматели, мыслители и изобретатели. Все закончилось в 1917 году. Прямо сейчас «Формула-1» словно готовится повторить участь Российской Империи. То есть шиковать до последнего и даже в критической ситуации не признавать собственных проблем. Чтобы в итоге исчезнуть. Forbes объясняет, почему «Формула-1» близка к катастрофе.

Сословный строй

Возможно, главной проблемой «Формулы-1» стоит назвать финансовое неравенство гоночных команд. Пока лидеры серии вроде Ferrari, Mercedes AMG и Red Bull получают десятки миллионов долларов за сам факт своего участия в гонках (в документах это называется «платой за исторический статус»), аутсайдеры оказываются не в состоянии платить по счетам и копят долги.

Минувшей зимой сразу две такие команды сменили название. Маленькая, но чрезвычайно эффективная конюшня Force India теперь известна как Racing Point, а независимый конструктор Sauber (та самая команда, в которой на заре девяностых в категории спортпрототипов выступал Михаэль Шумахер) превратился в Alfa Romeo.

Причина — неравномерное распределение доходов, введенное бывшим владельцем «Ф-1» Берни Экклстоуном. Больше всего система Экклстоуна напоминала сословные привилегии царской России. Высшим сословиям — командам с историей — доставались деньги, победы и слава. Гоночным «крестьянам» — командам типа Sauber и Force India — изматывающая погоня за деньгами, которых всегда не хватало.

Это привело к серии банкротств небольших команд, из-за чего в чемпионате осталось всего 10 участников. Для «Формулы-1» это почти предел: если команд будет меньше девяти, оставшимся участникам придется выставлять по три машины на гонку. Либо устроители Гран-при получат право отменять этапы — контрактами закреплен минимум в 18 машин на стартовой решетке.

Демократия в бездействии

Развитость демократических институтов, похожая на свободомыслие в России 1910-х, не идет на пользу «Формуле-1». Уже больше года команды спорят друг с другом и с Международной автомобильной федерацией (FIA) о правилах на 2021 год. Их нет до сих пор.

Как техническому виду спорта «Формуле-1» нужен заранее прописанный регламент, по которому участники смогут строить машины для будущих сезонов. Нет регламента — нет машин. Благодаря все тому же Берни Экклстоуну команды договорились о том, что нынешний свод правил действует исключительно до конца 2020 года.

Что будет дальше — никто не знает. Но отдельные команды и автопроизводители уже вовсю угрожают покинуть «Формулу-1», если FIA утвердит «неправильный» регламент. Разумеется, критерий «неправильности» у каждой команды свой — и никто не согласен на уступки.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тише едешь: почему разводить улиток в России выгоднее, чем коров Тише едешь: почему разводить улиток в России выгоднее, чем коров

Почему фермеры отказываются от разведения коров в пользу экзотических моллюсков

Forbes
15 домашних питомцев - от самых любящих до тех, кому на вас наплевать 15 домашних питомцев - от самых любящих до тех, кому на вас наплевать

Что же такое любовь питомца, и как понять, как он к вам относится

Популярная механика
Быки, медведи и плечи: словарик успешного инвестора Быки, медведи и плечи: словарик успешного инвестора

Про 15 базовых терминов, которые позволят вам стать Волком с Уолл-Стрит

Maxim
Очень, очень плохой банк Очень, очень плохой банк

ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка

Эксперт
Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше

Как научиться отстаивать свои интересы и границы с коллегами и близкими

Forbes
Талант и воля Талант и воля

Уиллем Дефо служит примером новому поколению Голливуда

The Rake
У мужа появилась другая… У мужа появилась другая…

Что делать, если ты узнала об измене мужа?

Лиза
Президентские выборы на Украине: первые данные экзит-полов Президентские выборы на Украине: первые данные экзит-полов

Выбрать президента Украины в первом туре голосования не удалось

Forbes
Правь, Британия! Правь, Британия!

Выставка «Кристиан Диор, кутюрье мечты» чествует французского модельера

Grazia
Музей подводят под монастырь Музей подводят под монастырь

«Церковная реституция» добралась до особо ценного объекта наследия

Огонёк
Культурный обмен Культурный обмен

2-я церемония вручения международной профессиональной музыкальной Премии BraVo

OK!
Шея без напряжения Шея без напряжения

Практика йоги Айенгара для здоровья шеи

Yoga Journal
Война по науке Война по науке

США открывают новый санкционный фронт

Огонёк
Лучшие кепки, бейсболки и панамы Сэмюэля Л. Джексона с 1993 года по 2019 Лучшие кепки, бейсболки и панамы Сэмюэля Л. Джексона с 1993 года по 2019

Самые модные и самые комичные головные уборы Сэмюэля Л. Джексона

Esquire
Слагаемые внутреннего мира Слагаемые внутреннего мира

Темперамент, характер, реакции: что мы можем изменить

Psychologies
Алексей Агранович: «Секс не может быть толерантным» Алексей Агранович: «Секс не может быть толерантным»

Алексей Агранович о кино об уходящей эпохе и о том, как можно убивать словом

GQ
Что отличает искренние извинения от фальшивых Что отличает искренние извинения от фальшивых

Неискренние извинения способны разрушить отношения

Psychologies
«Как я победила клаустрофобию» «Как я победила клаустрофобию»

Боязнь закрытого пространства — один из самых распространенных страхов

Psychologies
Стальные кадры: как заместитель Мордашова по персоналу стал его партнером в интернет-бизнесе Стальные кадры: как заместитель Мордашова по персоналу стал его партнером в интернет-бизнесе

Андрей Митюков применил талант сокращать людей в новом проекте «Севергрупп»

Forbes
Тюрьма вместо $2 млрд: основателя стартапа Mozido обвинили в мошенничестве Тюрьма вместо $2 млрд: основателя стартапа Mozido обвинили в мошенничестве

Как основатели стартапов дают громкие обещания и не держат свое слово

Forbes
Здесь вы точно захотите заняться спортом и даже делами Здесь вы точно захотите заняться спортом и даже делами

Фитнес-клуб, который решает все ваши проблемы

GQ
Откуда берутся и как живут нарциссы Откуда берутся и как живут нарциссы

Самовлюбленность и завышенная самооценка — основные признаки нарциссизма

Psychologies
Наше будущее Наше будущее

Представляем самых модных актеров как минимум нынешнего года

Tatler
Нарцисс: инструкция по выживанию Нарцисс: инструкция по выживанию

Откуда берутся нарциссы и можно ли жить с ними рядом – и быть счастливыми

Домашний Очаг
Технологии — в каждый гардероб: как мода techwear меняет нашу жизнь к лучшему Технологии — в каждый гардероб: как мода techwear меняет нашу жизнь к лучшему

Слово «комфорт», сказанное в отношении гардероба, перестало быть ругательным

Esquire
5 простых способов изменить взгляд на жизнь. Советы агента ФБР 5 простых способов изменить взгляд на жизнь. Советы агента ФБР

Несколько простых, но действенных советов изменить восприятие реальности

Psychologies
Умный на всю голову: как «разогнать» свой мозг Умный на всю голову: как «разогнать» свой мозг

Уже жалуешься на провалы в памяти, хотя до преклонных лет еще очень далеко?

Playboy
Как вести себя на первом свидании и о чем говорить? 11 правил успеха Как вести себя на первом свидании и о чем говорить? 11 правил успеха

Как вести себя на первом свидании? 12 дельных советов

Playboy
История Пугачевского бунта История Пугачевского бунта

Алла Пугачева на сцене не просто поет, но живет

Vogue
Будущее — в дороге: 10 впечатляющих концепт-каров Женевского автосалона Будущее — в дороге: 10 впечатляющих концепт-каров Женевского автосалона

Самые интересные концепты Женевского автосалона 2019 года

Forbes
Открыть в приложении