Вызов гравитации
Как научиться удерживаться в стойке на руках без труда
Много лет назад на съёмочной площадке для обложки Yoga Journal я наблюдала, как Александрия Кроу — преподаватель йоги из Лос-Анджелеса — постепенно разогревается, выполняя Приветствия Солнцу и раскрывающие бёдра позы. Вдруг Александрия встала в Стойку на руках и продолжала её держать минуту, две, три. Её лицо было невозмутимо, тело — свободно от зажимов и страха. Было очевидно: Александрия нашла идеальную точку равновесия.
Это зрелище меня просто загипнотизировало. Оно было диаметрально противоположным всем моим попыткам встать в Стойку на руках, которые неизменно приводили к бессознательному зажиму мышц тазобедренного сустава, которые инстинктивно готовились компенсировать неизбежное падение. Я поспешила спросить Александрию, как ей это удалось. Она лишь пожала плечами и призналась, что практикует эту позу почти всю свою жизнь. Как бывшей спортсменке-гимнастке, ей пришлось освоить эту позу с младых ногтей. «Хорошо, — подумала я — в чём разница между гимнастическим и йогическим подходом к Стойке на руках?» Ответ прост: даже в самом начале гимнасты и близко не подходят к стене.
Конечно, стена — верный помощник преподавателей йоги, который помогает им предотвратить «эффект домино», как только ученики подходят к стадии перевёрнутых поз. Однако на индивидуальном уровне стена может нанести больше вреда, чем пользы. Практикуя с её поддержкой, вы тренируете тело воспринимать неправильные сигналы. Когда ваши пятки всё время опираются на стену при Стойке на руках, ваш мозг отправляет эту позицию в категорию вертикальных (ноги на земле или твёрдой опоре). «Опора на стене пригодится, если ваша цель — укрепить мышцы рук и плечевого пояса, а также понять, как стоит задействовать мышцы ног, — говорит Кроу. — Но за эту помощь придётся дорого заплатить: ваше тело привыкнет искать вертикальную точку баланса, отклонённую на несколько градусов за уровень истинной вертикали. Кроме того, присутствие стены поощряет почти бесконтрольные раскачивания при забросе ног наверх». Конечно, излишнее раскачивание нестрашно у стены — она не сдвинется от удара вашего носка. Но стоит вам попытаться применить полученные навыки в центре комнаты, и вы тут же перекувырнётесь через голову, с энтузиазмом забрасывая ноги за уровень точки вертикального баланса.
Гимнасты же нащупывают истинную вертикаль баланса, чтобы с первой попытки выполнить Стойку на руках без поддержки. Они вынуждены двигаться осторожно, медленно поднимая ноги над головой, не имея возможности беспечно закинуть ногу далеко за голову. Вначале они также прибегают к помощи партнёра, который может подхватить их при неудачном движении, пока они оттачивают контроль над мышцами пресса, плеч и бёдер. Хотя в практике асаны мы и стремимся к той же степени контроля, подготовка в йоге куда менее основательная.
Если вы уже привыкли к «заваленной» вертикали баланса (если вы не гимнастка, скорее всего, это именно так), не огорчайтесь — не всё потеряно. Кроу создала экслюзивный комплекс для Yoga Journal, чтобы научить ваше тело находить точку истинного баланса. Он соединяет элементы йоги и гимнастики, чтобы помочь вам укрепить части тела, необходимые для удержания равновесия без опоры. Выполняйте этот комплекс как можно чаще, уделяя особое внимание развитию силы мышц и навыков мелкой моторики, незаменимых при попытке удержать вес всего тела на ладонях. Не зацикливайтесь на нахождении в Стойке на руках как таковой. Поза придёт со временем, как только ваше тело и разум будут к ней готовы.
«Только подумайте, как малыши учатся ходить, — говорит Кроу — Поначалу они постоянно падают, шатаются, но продолжают пытаться день за днём. Так что наберитесь терпения: тренировка потребует времени. Зато, как только вы найдёте истинную вертикаль, вы её не потеряете. Это как навык езды на велосипеде, мышцы будут помнить его всегда».