Леонардо да Винчи. Биография
Для кого эта книга?
Даже если вы не интересуетесь историей искусств, вы слышали имя Леонардо да Винчи и, скорее всего, видели хотя бы одну или несколько его работ. Почему же этот художник далекой эпохи Возрождения так известен и в наше время? Почему «Джоконда» – шедевр, на который хотят посмотреть вживую миллионы людей? Какое отношение Витрувианский человек имеет к архитектуре? Чем Леонардо да Винчи занимался помимо живописи и что происходило в Италии и мире в течение жизни гения и новатора? – Книга Уолтера Айзексона расскажет о жизни, творчестве и изобретениях Леонардо да Винчи и разоблачит мифы о нем, коих за несколько веков накопилось великое множество.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Леонардо да Винчи. Биография» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Леонардо – человек, который стал символом инноваций и открытий.
Леонардо да Винчи не был обычным художником. Он увлекался многим в самых разных областях и был образцовым человеком Ренессанса. Широкий круг интересов, мастерство в различных дисциплинах и желание узнать, какое же место занимает человек в природе, сделали Леонардо невероятным новатором.
Жизнь Леонардо давно стала легендой. Он вдохновлял самых разных деятелей искусства: от живописца Рафаэля до романиста Дэна Брауна, от художника-сюрреалиста Сальвадора Дали до музыканта Брэдфорда Кокса, лидера группы Deerhunter. Но если вы действительно хотите понять Леонардо, вы должны выйти за пределы мифа о нем.
Жизнь гения Возрождения действительно была необычной, и этот обзор разрушит домыслы и расставит все события на свои места. Оценить талант и проницательность Леонардо можно, только если вы знаете, против чего он выступал и что предвидел.
Прежде всего, жизнь Леонардо да Винчи – это история вдохновения. История человека, который провел большую часть своей жизни, выполняя заказы других людей. Человека, который не успел закончить столько великих проектов и опубликовать столько великих работ. Это история, которая показывает, что, в конце концов, независимо от отвлекающих факторов или трудностей, возникающих на пути, талант победит.
Также вы узнаете:
- некоторые факты о немецком сленге XV века;
- как выглядел список дел Леонардо;
- чему можно научиться, заливая воск в сердце быка.
Леонардо был незаконнорожденным ребенком, но это сыграло ему на руку.
Даже в лучшие времена ярлык «незаконнорожденный» вряд ли считался большим плюсом, но для Леонардо да Винчи этот печальный факт оказался явным преимуществом.
Леонардо родился 15 апреля 1452 года в семье Пьеро да Винчи и Катерины Липпи, 16-летней крестьянской девочки. Родители мальчика не были женаты.
Пьеро был нотариусом в городе Винчи. Другими словами, он работал на купцов и высших князей, разрешая споры и ведя деловые операции. Это была довольно уважаемая работа, которая даже позволяла Пьеро пользоваться почетным титулом «Сэр».
Но поскольку Леонардо был рожден вне брака, он никак не мог продолжить дело отца.
Отец, дед и прадед Сэра Пьеро были нотариусами, и при обычных обстоятельствах Леонардо продолжил бы семейную традицию. Однако чтобы стать нотариусом, нужно было быть членом Гильдии. Естественно, по закону внебрачных детей в Гильдию не принимали, и эта дверь для Леонардо оказалась закрыта.
Тем не менее, в Леонардо это не убило желание действовать. В то время он был не единственным, кто выигрывал от того, что был незаконнорожденным ребенком. Некоторые из самых известных кардиналов, принцев и генералов той эпохи были рождены вне брака. То же самое можно сказать о поэтах эпохи Возрождения Джованни Боккаччо и Петрарке, а также о художнике Леоне Баттисте Альберти, который оказал большое влияние на Леонардо.
Теоретически, Пьеро мог бы заполнить документы, чтобы «узаконить» сына позднее. Но в этом было мало смысла – с самого начала было ясно, что Леонардо уготована совсем другая жизнь: ему предначертано стать художником.
Мальчика не отправили ни в одну из лучших латинских школ, что еще больше подстегнуло Леонардо учиться, используя для этого свое уникальное любопытство.
Леонардо преуспел как ученик и, в конце концов, превзошел своего учителя.
В 1464 году Пьеро вместе с маленьким Леонардо переехал из Винчи во Флоренцию – город, известный жившими там деятелями искусства и торговцами. В то время здесь жили 83 рабочих по шелку, 84 резчика по дереву и 30 живописцев. Кроме того, в городе был самый высокий уровень грамотности во всей Европе.
Именно во Флоренции Леонардо стал по-настоящему развиваться. В 14 лет он начал учиться в мастерской Андреа дель Верроккьо – художника и инженера, который также был клиентом Пьеро.
В те дни стать художником и живописцем было все равно, что плотником или кузнецом. Это была обычная ремесленная работа.
Мастерская Верроккьо ничем не отличалась от других. В ней клиенты заказывали картины так же легко, как вазы или медные дверные ручки.
На самом деле, именно благодаря достижениям Леонардо в наше время художники воспринимаются не как ремесленники, а как творческие, высокоуважаемые личности, способные создавать произведения, заставляющие задуматься. Художником Леонардо стал в мастерской Верроккьо. Обучение было строгим, и юноша действительно развил свои навыки: он стал понимать перспективу, геометрию и основы светотени.
К 20 годам Леонардо не только заслужил звание «мастер живописи», но и превзошел своего учителя.
Наглядно увидеть различия в подходе двух художников к живописи можно, взглянув на картину «Крещение Христа», которую Леонардо помогал писать своему учителю. Для художественных мастерских того времени было обычной практикой, когда учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками.
На картине изображена пара ангелов рядом с Христом. Тот, что нарисован Верроккьо, выглядит плоским и безжизненным. Черты его лица довольно резкие, а волосы кажутся плохо сидящим париком.
Ангел Леонардо совсем другой, у него живое лицо и глаза. Как Леонардо удалось изобразить ангела лучше, чем учитель? – Он использовал технику под названием сфумато, что с итальянского переводится буквально «рассеивающийся, как дым». Такая техника смягчает резкие линии очертаний фигур и предметов, например, делает переход от волос ко лбу более естественным.
Леонардо использовал сфумато, потому что считал, что человеческий глаз видит объекты примерно так же. Через несколько столетий работы Леонардо прославятся на весь мир именно благодаря этой технике.
Перед тем как покинуть Флоренцию, Леонардо уже прославился своими новаторскими и смелыми живописными техниками.
В течение 1470-х годов Леонардо продолжал работать в мастерской Верроккьо в качестве мастера.
Там он написал выдающееся произведение «Портрет Джиневры де Бенчи». Это была первая картина Леонардо не на религиозную тематику, в которой художник продемонстрировал совершенно новый стиль портретной живописи.
Большинство художников изображало людей на портретах в профиль, но Леонардо решил изобразить сидящую Джиневру в три четверти. В результате, получился необычный портрет: Леонардо сумел запечатлеть что-то из таинственного внутреннего «я» героини. Ее глаза и улыбка говорят о том, что она была активной и чуткой молодой женщиной.
Но в то время Леонардо стал известен не только как художник. Внезапно им заинтересовались местные власти.
В полицию дважды поступали анонимные заявления, обвиняющие Леонардо в содомии. В одном из обвинений также упоминался член могущественной семьи Медичи, и его семья, по всей видимости, использовала все свои связи, чтобы любые возможные обвинения не имели никаких шансов на успех.
Обвинения в содомии совсем не были делом необычным. В то время Флоренция считалась городом гомосексуалов, а слово «Флоренцер» в Германии было жаргонным термином для обозначения мужчины, который предпочитает любить мужчин.
В 1477 году Леонардо открыл во Флоренции собственную мастерскую и начал работу над первым из многих в будущем незавершенных проектов. Эта картина, известная как «Поклонение волхвов», отличалась совершенно новым подходом к композиции в живописи.
«Поклонение волхвов» – достаточно обычная библейская сцена. Как правило, в картине на этот сюжет художник просто изображал трех царей, приносящих дары младенцу Иисусу.
Но Леонардо планировал изобразить все иначе. Мария и Иисус должны были оказаться в самом центре бури эмоций. Даже изображенные на картине животные будто охвачены духовным трепетом.
Психологию персонажа Леонардо выражал через его жесты и выражение лица. Это была та же техника, что художник использовал в портрете Джиневры, но на этот раз она оказалась еще более радикальной.