Ананасы в шампанском. О чем и как писал Игорь Северянин
В 1913 году вышел первый сборник стихотворений Игоря Северянина «Громокипящий кубок». Дебют был громким — тиражи следующих книг доходили до 50 тысяч экземпляров, а сам поэт при жизни стал одним из самых известных авторов своего времени. Подробнее — в материале «Сноба».
В начале XX века молодой поэт Игорь-Северянин за собственные средства издал несколько брошюр со своими первыми сочинениями. На страницах этих тонких книжек были типичные для декадентской поэзии пикантные строчки вроде «Она на пальчиках привстала / и подарила губы мне». В 1909 году одна из таких брошюр попала в руки Льву Николаевичу Толстому. Прочитав стихотворение «Хабанера II», классик вскипел от ярости: «И это — литература? Вокруг — виселицы, полчища безработных, убийства, невероятное пьянство, а у них — упругость пробки». Слова Толстого тогда моментально подхватили журналисты, находившиеся в Ясной Поляне, — несколько дней спустя «рецензия» на Северянина разошлась по столичным газетам. Казалось, что после разгромного отзыва карьера начинающего автора должна была закончиться, однако именно в этот момент она, по сути, и началась. Девять лет спустя на конкурсном вечере в Политехническом музее Северянина выберут «королем поэтов», он обойдет даже Маяковского. Книги декадента будут продаваться огромными тиражами, а выступления — собирать толпы фанатов.
Игорь Васильевич Лотарев родился 16 мая 1887 года в Петербурге в дворянской семье. После развода родителей он успел пожить под Череповцом и в Маньчжурии, но накануне революции 1905 года вернулся обратно в столицу. Псевдоним «Игорь Северянин», который изначально писался в одно слово через дефис, Лотарев взял в 1907 году, чтобы сконструировать персональный миф, создать сценическое амплуа богемного петербургского принца. В следующие годы Северянин много выступал в столичных литературных салонах и на поэтических концертах по всей стране, его тексты становились основой для популярных романсов Александра Вертинского. Поэт также выпустил несколько десятков брошюр со стихотворениями, которые из-за небольшого объема и провокационного содержания жадно читала петербургская молодежь.
В конце 1911 года уже довольно популярный Северянин создает новое поэтическое направление — эгофутуризм. Его участников, по словам самого поэта, «объединял эгоизм», вложенный в человека природой. Несмотря на название, с футуризмом явление имело совсем немного общего. Сочинения Северянина изобиловали авторскими неологизмами вроде «заратустриться» или «ошаблить», однако нарушать синтаксис и пунктуацию декаденты, в отличие от Маяковского, Крученых и Бурлюка, не стремились. Куда сильнее эти тексты тяготели к наследию Константина Фофанова — поэта, который предопределил русский модернизм тематически, но в вопросах формы оставался довольно консервативным. Задачей Северянина было придумать новый язык, соответствующий ежедневным потребностям столичного кутилы.