История первой гимназии Санкт-Петербургской Академии наук

Знание – силаИстория

Гимназия Санкт-Петербургской Академии наук: создание и становление

Владимир Соболев

Одним из важных результатов широкой реформаторской деятельности императора Петра Великого стало создание Санкт-Петербургской Академии наук. «Проект Положения об учреждении Академии наук и художеств», одобренный императором, предусматривал организацию в ее структуре и академической гимназии, «в которой младые люди нужным наукам обучаются», – первого в России учебного заведения такого типа.

Готлиб Байер

Чтобы организовать гимназию и создать возможности управления ею со стороны властных структур, был приглашен из Пруссии проректор Кёнигсбергской Кафедральной школы, профессор древностей Готлиб (Теофил) Зигфрид Байер. В декабре 1725 года президент Академии наук Лаврентий Блюментрост заключил с ним контракт, по которому Байер получал право создать гимназию по представленному им проекту и заведовать ею. По замыслу ученого, занятия в гимназии должны были проводиться четыре дня в неделю, всего по семи предметам: языки немецкий, французский, латынь и греческий; а также по арифметике, геометрии и географии. В числе первых преподавателей гимназии были Герхард Фридрих Миллер, Георг Вольфганг Крафт, Иван Семенович Горлицкий и другие.

Лаврентий
Блюментрост

Согласно сведениям, извлеченным нами из «Табели ученикам гимназии», в течение 1726 года были приняты на обучение 112 человек, а в 1727 году – 58. В этот первый прием в гимназию поступили молодые люди, которые впоследствии внесли весомый вклад в развитие российской науки: В. Адодуров, П. Кондонди, И. Тауберт и др. С первых дней существования гимназии состав ее учащихся был интернациональным. Среди первых гимназистов были: грек Л. Адмирос, молдаванин Г. Бантыш, «горский черкес» Т. Ассанбеков и др. Были учащиеся и из немецких семей, живших в Петербурге. Конечно, не всем из поступивших удавалось с успехом окончить гимназию, – некоторые бросали учебу. Кроме того, с самого момента учреждения в гимназию принимали детей не только для прохождения всего курса обучения, но и для изучения только некоторых предметов, особенно «новых» иностранных языков.

Первое время гимназия располагалась в двух зданиях на Петербургском острове – в доме П. П. Шафирова и доме И. П. Строева. Весной 1728 года ее перевели на Васильевский остров, во вновь отстроенный дворец царицы Прасковьи Федоровны, который правительство передало Академии наук. И только в 1747 году для университета и гимназии было впервые предоставлено отдельное специальное здание на том же Васильевском острове – дом баронов Строгановых.

В 1728 году количество детей, поступивших в академическую гимназию, резко сократилось – их оказалось всего двадцать шесть. Это было вызвано тем, что двор императора Петра II переехал в Москву, а вслед за ним туда же переехали и многие знатные фамилии с детьми. Академия наук предприняла энергичные меры к тому, чтобы наполнить состав учащихся за счет приема детей из семей невысокого социального положения, и в следующем, 1729 году в гимназию поступили уже 74 человека. Среди них были дети адмиралтейских десятских и плотников, солдат, мастеровых… Правда, такие ученики чаще всего не оканчивали полного курса обучения.

Через несколько лет на долю гимназии выпало еще одно серьезное испытание: в 1731 году в Санкт-Петербурге был учрежден Кадетский (Шляхетский) корпус. Окончившим его корпус давал право получения классных чинов по действовавшей «Табели о рангах», а значит – право поступления на государственную службу. Те же, кто окончил академическую гимназию, никаких прав по государственной службе не получали. В связи с этим резко возросло число «абитуриентов» в корпус, а количество желавших поступить в гимназию, соответственно, сократилось. Теперь гимназия должна была рассчитывать только на учеников – представителей низшего сословия и на детей иностранных подданных, у которых права поступления на учебу в Шляхетский корпус не было.

Кадетский корпус

В первые десятилетия органы государственной власти практически не регламентировали деятельности ни Академии наук, ни, соответственно, академической гимназии. Поэтому профессора, на которых Академия возлагала функции руководства гимназией, не раз пытались разрабатывать свои организационно-нормативные документы, необходимые для ее повседневной жизни. В сентябре 1731 года Теофил Байер ввел в действие разработанную им «Инструкцию ректору и учителям гимназии» (12 листов на немецком языке). В соответствии с этим документом гимназия подразделялась на две школы: немецкую и латинскую. В «Инструкции» излагалась методика преподавания и объяснения ученикам материала, организация проверки их знаний и др.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как размножаются математики Как размножаются математики

Каждый путь математика к звездам проходит через тернии

Знание – сила
Стиль Стиль

Возвращение к тихой роскоши — дорогим материалам и бескомпромиссной элегантности

Robb Report
20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
«Иногда к нам относятся так, будто мы занимаемся фриковством» «Иногда к нам относятся так, будто мы занимаемся фриковством»

«За каждой народной песней стоит человеческая история»

OK!
Язык: сделай сам. Искусственные языки в истории человечества Язык: сделай сам. Искусственные языки в истории человечества

Зачем люди придумывают искусственные языки? Мало им естественных?

Знание – сила
Золотой Плёс Золотой Плёс

Приехать в Плес и не влюбиться в него невозможно!

Лиза
Землянам, до востребования Землянам, до востребования

Солнечную систему посетил объект, прилетевший к нам от другой звезды

Популярная механика
Субботы терпкий вкус Субботы терпкий вкус

Рисовать в Шаббат? Художница Елена Репетур убедилась, что Израиль — страна чудес

Seasons of life
Новая высота Новая высота

Юлия Пересильд еще вдохновенно говорит о космосе, но уже крепко стоит на земле

VOICE
Неудачный байопик о выдающейся женщине: почему нас разочаровал фильм о Голде Меир Неудачный байопик о выдающейся женщине: почему нас разочаровал фильм о Голде Меир

Почему фильм о сильной женщине Голде Меир получился таким слабым?

Forbes
Анна Хилькевич: «То, что нам нужно, обязательно придет» Анна Хилькевич: «То, что нам нужно, обязательно придет»

Актриса Анна Хилькевич уже вышла навстречу всему хорошему

VOICE
И был день седьмой И был день седьмой

Хала — это ДНК любви, и вот как её расшифровать

Seasons of life
«Влюбить в морские науки»: как работает «Плавучий университет» «Влюбить в морские науки»: как работает «Плавучий университет»

Как работает «Плавучий университет», что он дает участникам?

Наука
Киборги Киборги

Что если сращивание человека с техникой давно произошло, просто мы не заметили?

Правила жизни
Грузовики вытягивают авторынок Грузовики вытягивают авторынок

В России рекордными темпами растут продажи грузовиков

Эксперт
Благоустройство северных городов: особенности, которые стоит учесть Благоустройство северных городов: особенности, которые стоит учесть

О впечатлениях от города Якутска и существующих проблемах

ФедералПресс
Как отказать абьюзеру: техника от психолога Как отказать абьюзеру: техника от психолога

Как действовать, если в вашем окружении обнаружился абьюзер?

Psychologies
Наскальные мультфильмы Наскальные мультфильмы

Рисункам из пещеры Шове больше 30 тысяч лет

Вокруг света
Евгений Липовицкий: Как я открыл вселенную автохимии Евгений Липовицкий: Как я открыл вселенную автохимии

Таинственный мир моторных масел, допусков, сертификаторов и других жидкостей

4x4 Club
Парк Никола-Ленивец: что делать в Калужской области Парк Никола-Ленивец: что делать в Калужской области

Парк Никола-Ленивец — крупнейший в Европе парк ленд-арта

Psychologies
«Дома я не хочу лидировать» «Дома я не хочу лидировать»

Ольга Серябкина о силе тайм-менеджмента, воспитании ребенка и романтике

OK!
Я — сноб. Главный редактор «Альпина.Проза» Татьяна Соловьева Я — сноб. Главный редактор «Альпина.Проза» Татьяна Соловьева

Татьяна Соловьева — том, почему она сноб

СНОБ
По дороге в Нальчик По дороге в Нальчик

Автопутешествие в горы мне запомнилось прежде всего невероятным смешением красок

Отдых в России
«Ничего не успеваю»: что такое синдром «белого кролика» «Ничего не успеваю»: что такое синдром «белого кролика»

Почему вам постоянно не хватает времени?

Psychologies
«Изменилось только название наших шин» «Изменилось только название наших шин»

Крупнейший российский шинный завод Ikon Tyres сменил зарубежного собственника

Эксперт
«Граф» Пабло Ларраина: что будет, если диктатор окажется бессмертным вампиром «Граф» Пабло Ларраина: что будет, если диктатор окажется бессмертным вампиром

Как история о диктаторе-вампире оказывается менее интересной, чем ожидаешь

Forbes
Артроз Артроз

Артрозом страдают множество людей. Всё чаще коленки «скрипят» и у 20–30-летних

Здоровье
10 способов справиться с тревожностью 10 способов справиться с тревожностью

Как остановить круговорот неприятных мыслей?

Psychologies
Марвин Марвин

Правила жизни параноидального андроида Марвина

Правила жизни
Арбузное настроение Арбузное настроение

5 небанальных рецептов из летней ягоды

Лиза
Открыть в приложении