«Наше кино является нашим лицом»
Режиссер Егор Кончаловский — о советском кино, американской мечте и русских Рэмбо.
В 2020 году мы переживали о том, как себя чувствуют кинотеатры. После ухода некоторых кинопрокатчиков мы начали переживать о том, что будем смотреть и сможет ли российская киноиндустрия справиться с этой проблемой. Как вам кажется, сколько времени нам потребуется для того, чтобы российское кино смогло удовлетворить все потребности зрителя и достичь мирового уровня?
Я сделал бы пояснение. Во-первых, креативные индустрии — это не совсем культура. Креативные индустрии лежат на границе социальной, культурной, экономической жизни. Кино — это отдельная индустрия, и недаром раньше, в Советском Союзе, было и Министерство культуры, и Комитет по кинематографии. По своему статусу он равнялся министерству, то есть у нас было Министерство кино. Сейчас за все отвечает Министерство культуры, и, надо сказать, индустрия получает достаточно большую поддержку. Не думаю, что где-то в Европе оказывается такая же помощь кинематографу. Во-вторых, действительно, ситуация изменилась. Изменилась система проката, его содержание. У нас теперь нет серьезного количества американских блокбастеров. А ведь все лучшие даты по релизам фильмов были заняты ими, «Человеками-пауками».
Почему? Это деньги?
Да, безусловно. Не только деньги, которые эти фильмы приносили, но и вложенные средства — в производство, мерчи, рекламу. Мы, к сожалению, с этим соревноваться не могли. У российского кино другой финансовый масштаб. То, что у нас считается достаточно серьезным по бюджету фильмом, в том же Голливуде это независимый малобюджетный проект.
Но у всего сложного есть две стороны. Позитивная заключается в том, что мы стали смотреть больше внутрь себя. Сегодняшнему человеку, который больше смотрит, чем читает, необходимо кино, и мы должны его дать. Сейчас я наблюдаю усиление активности российского кинематографа во всех проявлениях. Это и сериалы, и полные метры. Также есть повышенное относительно прошлого времени внимание к патриотическим фильмам.
Когда мы выйдем на какой-то уровень… А на какой уровень мы хотим выйти? С кем мы себя сравниваем? Мне кажется, бессмысленно сравнивать себя с кем-то и говорить: «Мы хотим такую же индустрию, как в Германии». Нет ее, этой индустрии, в Германии. Там все заполонило американское кино. Куда-то делось и французское кино, итальянское, английское. Сейчас нужно строить новую систему. Старые системы оценки, определения почета и вынесения приговора больше не работают. Все начинается заново. Безусловно, рынок поменяется. Раньше мерилом были какие-то фестивали. Например, Канны. А сейчас кому они нужны? Да никому.