Искусство правого поворота в венском музее

WeekendКультура

Бидермейер нашего времени

Искусство правого поворота в венском музее

Текст: Анна Толстова

Леопольд Штёбер. «Молодой художник с семьей», 1827. Фото: © LIECHTENSTEIN. The Princely Collections, Vaduz–Vienna

В Музее Леопольда в столице Австрии последние дни работает выставка «Бидермейер. Переходная эпоха», представляющая австрийский взгляд на искусство периода реакции и консервативного поворота в культуре после Наполеоновских войн. Взгляд вышел благодушным и даже ностальгическим, хотя культурная ситуация времен бидермейера выглядит вполне современно.

Бывают художественные эпохи, начала и концы которых настолько размыты, что историки искусства не устают ломать копья в спорах, что можно и что категорически нельзя к ним относить. Бидермейер — совсем другое дело, здесь по поводу датировок существует определенный консенсус: эпоха начинается Венским конгрессом (сентябрь 1814-го — июнь 1815-го) и заканчивается волной европейских революций 1848–1849 годов. То есть в прологе бидермейера — Наполеон на Эльбе, Ватерлоо и «Гвардия умирает, но не сдается», в финале — Вагнер на баррикадах Дрездена, а между грозовым вступлением и бурной кодой — тридцатилетие относительного затишья и, пусть и временной, идиллии.

Бидермейер — это перебесившийся романтизм, довольный сам собой, своим обедом и женой. Это искусство реакции, консерватизма, правого поворота, отказа от революционных безумств и обращения к традиционным ценностям.

И неслучайно сегодняшний Евросоюз, в странах которого побеждают на выборах правые партии, охватила эпидемия выставок бидермейера, представляющих различные национальные версии этого панъевропейского стиля.

Выставка «Бидермейер. Переходная эпоха» в Музее Леопольда, например, открылась вскоре по завершении экспозиции «Стиль жизни бидермейер. Искусство и буржуазия в Венгрии XIX века» в Венгерской национальной галерее. Неудивительно, что ряд произведений переместился из Будапешта в Вену: набор художников в обоих случаях почти совпадает — по крайней мере, крупнейшие мастера бидермейера, Фердинанд Георг Вальдмюллер и Йозеф Данхаузер, играют первые роли в обеих историях искусства, австрийской и венгерской. Казалось бы, Вена и Будапешт — который в первой половине XIX века был тремя разными городами, Пештом, Будой и Обудой,— должны одинаково смотреть на эпоху как представители одного государственного и культурного пространства, но выставки у них получились совершенно непохожие: будапештская была про сплочение нации и подготовку к национально-освободительной революции, венская вышла про последний золотой век империи.

Экспозиция выставки «Бидермейер. Переходная эпоха» в Музее Леопольда в Вене. Фото: © Leopold Museum, Vienna, Photo: Leni Deinhardstein
Экспозиция выставки «Бидермейер. Переходная эпоха» в Музее Леопольда в Вене. Фото: © Leopold Museum, Vienna, Photo: Leni Deinhardstein
Экспозиция выставки «Бидермейер. Переходная эпоха» в Музее Леопольда в Вене. Фото: © Leopold Museum, Vienna, Photo: Leni Deinhardstein
Экспозиция выставки «Бидермейер. Переходная эпоха» в Музее Леопольда в Вене. Фото: © Leopold Museum, Vienna, Photo: Leni Deinhardstein

Первое, что видит зритель в Леопольде,— оживленный уголок Милана кисти Анджело Инганни. Дамы и господа чинно прогуливаются по площади, беседуя друг с другом; нарядная особа высокомерно взирает на пешеходов из пролетки; кавалеры в военном и штатском поджидают кого-то, равнодушно отворачиваясь от калеки на паперти; прислуга торгуется, закупая провизию; продавец дешевых эстампов выставил свой товар, но привлек внимание лишь одного ротозея; фонарщик взбирается по приставной лесенке, чтобы зажечь фонарь; трубочисты бредут восвояси, публика почище их сторонится; денди во фригийском колпаке задумчиво курит трубку, замышляя нечто якобинское, преданный пес глядит на него с обожанием — собак полно, домашних и бродячих. Город живет своей будничной жизнью — глаз скачет от одной уличной сценки к другой, благо все можно рассмотреть в мельчайших деталях, ведь это живая, хотя в то же время немного оцепенелая и неподвижная жизнь.

Картина написана в 1838 году, слово «фотография» будет произнесено год спустя — бидермейер совпадает с эпохой ранней фотографии, и в этой живописи есть та же странная застылость, будто от долгой выдержки. Лишь по фрагменту одного архитектурного шедевра мы догадаемся, что главным героем является Миланский собор — часть его фасада видна со стороны Коперто деи Фиджини, ренессансной торговой галереи, знаменитой, в частности, тем, что там открылось первое в Милане кафе, где подавали кампари,— ее снесли, чтобы расширить соборную площадь при Викторе Эммануиле II.

Анджело Инганни. «Вид на миланскую Соборную площадь с Коперто деи Фиджини», 1838. Фото: © Milano, Palazzo Morando | Costume Moda Immagine

Миланский пейзаж кисти Инганни — типичная картина бидермейера: европейский город больше не хочет быть торжественной архитектурной декорацией и позировать для парадной ведуты, он превращается в комфортную среду обитания, обжитую и почти по-домашнему уютную комнату. Уют и комфорт — ключевые слова эпохи, способствовавшей много к украшению и похорошению европейских столиц: наводятся мосты, прокладываются тротуары, асфальт теснит брусчатку, правда, не в Вене, улицы которой, по ехидному замечанию Карла Крауса, вымощены культурой, тогда как в других городах предпочитают асфальт. Впрочем, миланская картина имеет не только урбанистический, но и геополитический подтекст.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Счастье для всех недаром Счастье для всех недаром

Писатель Шамиль Идиатуллин — о роли Аркадия Стругацкого в его жизни

Weekend
Что такое ИИ-агент, и чем он отличается от обычной нейросети? Что такое ИИ-агент, и чем он отличается от обычной нейросети?

ИИ-агенты сильно упростят нам жизнь — если, конечно, научатся корректно работать

CHIP
«Яды: между жизнью и смертью» «Яды: между жизнью и смертью»

Как появился первый пероральный антикоагулянт

N+1
Государственный инвестор Государственный инвестор

Инвестиционная активность предприятий остается высокой за счет госвложений

Ведомости
Эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект

Новое представление о том, что значит быть «умным»

kiozk originals
«Переплёты» Петра Лазарева «Переплёты» Петра Лазарева

Об истории развития науки в России: Пётр Петрович Лазарев

Дилетант
Биологи прочитали геном вымерших японских морских львов Биологи прочитали геном вымерших японских морских львов

Генетики проанализировали ДНК вымерших японских морских львов

N+1
Актриса-фейерверк Актриса-фейерверк

Полина Максимова снимается в кино уже двадцать лет — с шестнадцати

OK!
Дрейф континентов 2.0: как будет выглядеть Земля через миллионы лет — рассказывает геолог Дрейф континентов 2.0: как будет выглядеть Земля через миллионы лет — рассказывает геолог

Покопаемся в геологическом прошлом и будущем нашей Земли

ТехИнсайдер
Тигры на колесах Тигры на колесах

Какие азиатские страны рулят сегодня в «высшей лиге» мирового автопрома

РБК
10 фильмов про Супермена, от худших к лучшим 10 фильмов про Супермена, от худших к лучшим

Самые лучшие и самые худшие фильмы про Супермена

Maxim
Как развить интуицию Как развить интуицию

Хочешь научиться доверять внутреннему голосу?

Лиза
Защитный маневр Защитный маневр

Какие бьюти-привычки помогут пережить смену сезонов

Лиза
Украшения Украшения

Украшения, достойные придворных парюр; классические модели и дизайнерская ирония

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Что такое отложенный налог на прибыль и зачем его учитывать Что такое отложенный налог на прибыль и зачем его учитывать

Как работает отложенный налог на прибыль

Inc.
Древние люди жили в Индонезии 1,5 миллиона лет назад Древние люди жили в Индонезии 1,5 миллиона лет назад

Ученые обнаружили на острове Сулавеси древнейшие каменные инструменты региона

ТехИнсайдер
Как запустить свое производство Как запустить свое производство

Как оформить и запустить свое производство с нуля и на что обратить внимание

Inc.
Люди погубили 110 эндемичных видов растений и животных Макаронезии Люди погубили 110 эндемичных видов растений и животных Макаронезии

Человек уничтожил уже 110 эндемиков в Макаронезии

N+1
У истоков времени: старейшие часовые заводы мира, которые существуют до сих пор У истоков времени: старейшие часовые заводы мира, которые существуют до сих пор

Самые известные и самые опытные часовые заводы мира

ТехИнсайдер
Стройка на автомате Стройка на автомате

Передовые технологии сокращают сроки строительства и повышают безопасность

Ведомости
Это все ваше воспитание Это все ваше воспитание

С какого возраста начать прививать детям хорошие манеры и этикет

Grazia
Причудливая лилия кардиокринум Причудливая лилия кардиокринум

Что помогает садоводам-любителям выращивать редкий кардиокринум?

Наука и жизнь
Фармкомпании поддержали врачей Фармкомпании поддержали врачей

Международные фармкомпании почти на четверть нарастили выплаты медорганизациям

Ведомости
Запpетный лот сладок Запpетный лот сладок

Мир большого коллекционирования — это поле азарта и страсти

СНОБ
Мальчик и дерево Мальчик и дерево

Как важно держаться корней в прямом и переносном смысле

Men Today
«Греческим языком не переломить проблемы школы» «Греческим языком не переломить проблемы школы»

О кадрах, о мотивации учеников и о нагрузках в системе образования

Монокль
«Так ты „Опель“ или нет?» Три загадки самого первого автомобиля «Москвич» «Так ты „Опель“ или нет?» Три загадки самого первого автомобиля «Москвич»

История знаменитой модели «Москвич-400» полна парадоксов и вопросов

ТехИнсайдер
Юлия Куварзина: «В хорошей форме можно быть и без мучений» Юлия Куварзина: «В хорошей форме можно быть и без мучений»

«Сейчас я ушла в творческий отпуск, мне нужно отдохнуть, заняться собой»

Караван историй
Политика с открытым кодом Политика с открытым кодом

Какие факторы определяют успех Китая в индустрии искусственного интеллекта

РБК
Новый механизм оценки доходов заемщиков: кто рискует потерять доступ к кредитам Новый механизм оценки доходов заемщиков: кто рискует потерять доступ к кредитам

Каким стал новый механизм оценки доходов гражданина

Forbes
Открыть в приложении