20 000 лье над водой: история летающей подводной лодки
MAXIM анализирует очередную гениальную идею военных инженеров, которая давно носится в воздухе, но никак не может спуститься с небес на землю.
И взлетим, и поплаваем!
Есть такой старый детский стишок, передразнивающий «правдивые» реляции информационных сводок: «Подводная лодка в степях Украины погибла в неравном воздушном бою». Безвестный автор этого перла, очевидно, и не подозревал, насколько описанная им ситуация может быть близка к правде.
На самом деле военные втихаря давно уже мечтают о том, чтобы научить подводные лодки летать или, на худой конец, самолеты нырять. Если бы такой гибрид был создан, он даже и в наши дни доставил бы противнику массу проблем, несмотря на современные системы обнаружения и уничтожения всего плавающего и летающего. Что уж тут говорить о предвоенных 30-х годах!
Только представь: аппарат тихо подкрадывается под водой к защищенной минными полями и заграждениями акватории вражеского порта, ночью всплывает и перелетает через все эти препятствия! Дальше остается только выбирать цели и расстреливать их торпедами, как на полигоне. И потом не надо дожидаться под водой серии противолодочных бомб с поднятых по боевой тревоге кораблей охранения, а можно спокойно взлететь и смыться от всей этой суеты.
Или вот еще сценарий. Подводная лодка на боевом дежурстве в заданном квадрате. Экипаж обычной субмарины получает информацию о внешнем мире только от гидроакустика или через оптику перископа. А далеко ли увидишь на море с высоты подъема этого самого перископа? Даже если лодка в надводном положении, все равно высота наблюдения составит метра три от поверхности воды, а это обзор километров на восемь вокруг, не больше.
Допустим, обнаружили, несмотря ни на что, конвой противника, так ведь надо еще успеть выйти на позицию для торпедной атаки, а скорость у субмарины времен Второй мировой в любом случае ниже, чем у надводного корабля. Даже если командир точно определит точку встречи и рассчитает упреждение, атаковать можно будет только один раз: догнать конвой для второй атаки уже не получится. Из-за всех этих проблем в военные годы безнаказанно уходили в среднем четыре цели из каждых пяти, обнаруженных подводными лодками. Отсюда и немецкая тактика «волчьих стай» адмирала Деница: у группы подводных лодок, атаковавших конвой с разных направлений, шансов добиться успеха было больше, чем у одинокой субмарины.
А вот для летающей подводной лодки ситуация упрощается в разы. Такой аппарат мог бы находиться в заданном квадрате, не тратя горючее, но время от времени взлетать для обнаружения судов противника. Даже с высоты 120 метров над водой горизонт уже до 40 километров отодвигается, а вот для вражеских наблюдателей на таком удалении летящий объект небольших размеров остается невидимым. Обнаружив конвой, командир летающей лодки определил бы его ордер и параметры движения и, рассчитав точку встречи, незаметно нырнул бы, заблаговременно заняв позицию для неожиданной торпедной атаки. Не удалось попасть с первого раза? Не беда! Взлетаем, догоняем и пускаем торпеду еще раз.
Одним словом, перспективы применения такого оружия выглядели так соблазнительно, что неожиданные контуры взлетающих подводных лодок и погружающихся под воду самолетов время от времени появлялись на кульманах конструкторских бюро многих стран. Но, к великому сожалению теоретиков от тактики и стратегии, технически создать такого рода аппарат очень сложно.
Вода и воздух — настолько разные по своим свойствам среды, что заставить, например, корпус выдерживать высокое давление на глубине и при этом быть достаточно легким для воздушного путешествия кажется совершенно невозможным. Тем не менее всегда находились люди, склонные идти к цели, не замечая препятствий.
Придумано в СССР, запатентовано в США
Одним из изобретателей такого типа был курсант советского Военно-морского инженерного училища им. Дзержинского Б.П.Ушаков. В 1936 году он предложил Научно-исследовательскому военному комитету (НИВК) схематичный проект летающей подводной лодки — ЛПЛ. Идея Ушакова флотоводцам понравилась.