Профили на портретах со временем сместились назад
Австрийские ученые показали, что на большинстве портретов, написанных в профиль, пространства перед изображенным персонажем больше, чем за ним. Касается это портретов европейских художников, написанных в XV–XX веках: из 1831 портретов на 1395 расстояние от головы до края картины было больше спереди, чем сзади, и то же самое наблюдалось относительно туловища. Смещение профиля с центральной композиции становилось более выраженным со временем: это означает, что установленные изначально культурные нормы относительно портретной живописи со временем стирались, уступая влиянию особенностей восприятия человека, пишут ученые в Cognitive Science.
Большую роль в изобразительном искусстве играет композиция, которая используется в произведении: она влияет на общую эстетику того, что хочет изобразить художник, а от этой эстетики, в свою очередь, зависит и то, оценит ли произведение зритель. Разумеется, у построения композиции есть определенные правила: например, исследования показывают, что люди обращают больше внимания на предметы, которые в закрытом пространстве (например, на картине) расположены посередине относительно горизонтальной оси, а также считают их более привлекательными.
Расположение объекта в середине композиции помогает достичь необходимой эстетически приятной симметрии. Судя по всему, касается это только изначально симметричных объектов, а вот с асимметричными по вертикальной оси объектами ситуация другая: из-за их формы расположение посередине композиции все равно не позволит достичь общей, абсолютной симметрии. В таком случае ничто не мешает художнику вообще отказаться от симметрии композиции и сместить объект из центра.
Подобную динамику можно наблюдать в портретной живописи. Если человек на потрете изображен строго анфас (как, например, на автопортрете Альбрехта Дюрера), то композиция вероятнее всего будет симметричной, а вот при развороте тела или изображении в профиль (например, как у Яна Вермеера) — скорее нет. В последнем случае особенно интересен выбор расположения человека на картине: если не ставить стоящего в профиль человека в центре композиции,