Что посмотреть в выходные: фильмы Кирилла Серебренникова
26 июня сотни людей пришли к Мещанскому суду поддержать фигурантов дела «Седьмой студии» и Кирилла Серебренникова. Тем, кому не удалось присутствовать, предлагаем пересмотреть фильмы режиссера, не раз отправлявшиеся на международные фестивали.
«Рагин»
2004 год
Экранизация чеховской «Палаты № 6» может показаться излишне театральной: персонажи Алексея Гуськова, Дмитрия Муляра и Александра Галибина исполняют партии на пределе возможностей. Сеттинг удручающий: среди декораций из грязи, деревянных заборов и нестираного белья возникают то отвергнутые дети, то коты, то копошащиеся цыплята и кудахтающие куры. Вокруг Рагина хаос, поглощающий его светлый ум и рассудительность. Фраки провинциального света меняются на больничные халаты и пациентские робы с умопомрачительной скоростью, едва поспевай. Помимо утомительной морали, натужно компенсированной внесенным элементом любви, которого Чехову включить в свою повесть не удалось, фильм «Рагин» сослужил службу Галибину, исполнившему роль 33-летнего душевнобольного Громова: актер получил роль Мастера в экранизации «Мастера и Маргариты» 2005 года.
«Изображая жертву»
2006 год
«Русское кино — в жопе», — дважды повторяет улыбчивый Валя, глядя прямо в объектив любительской камеры. Вообще-то это следственный эксперимент и пускаться в рассуждения о судьбах отечественного кинематографа Валентину не то чтобы положено, ведь его дело — изображать жертву, а вернее, жертв преступлений, повторяя их действия и воссоздавая тем самым ход событий. За фильм, снятый Кириллом Серебренниковым по пьесе братьев Пресняковых (до того поставленной им в МХТ имени Чехова), мы увидим немало таких инсценировок, а заодно успеем убедиться, что Валя — тот еще циник. Пропитанные сарказмом реплики переплетаются с общей фарсовой формой повествования, а обаяния сюжету придает не только персонаж Юрия Чурсина, но и герои второго плана. Какого ни вспомни, каждый (хоть Лия Ахеджакова, играющая сотрудницу японского ресторана, хоть Марина Голуб в роли мамы Вали) прибавляет фильму с десяток, а то и с сотню дополнительных очков. Чего стоит только пламенная речь следователя о том, что новое поколение он совсем, скажем так, не понимает. Этот монолог, как и открывающая трагикомедию та самая фраза о русском кино, давно стал легендарным.