Стволовые клетки мозга обманули гематоэнцефалический барьер
Группа израильских биологов обнаружила, что барьер между кровью и тканями головного мозга не так прочен и непроницаем для крупных веществ, как считалось ранее. Они заметили, что нейрональные стволовые клетки своими отростками напрямую контактируют с клетками стенки сосудов. Более того, стволовые клетки, судя по всему, заставляют стенку сосудов захватывать и переносить им вещества из крови. Такая транспортировка также оказалась неизбирательной: внутрь нервной ткани в эксперименте попали не только красители и безвредные углеводы, но и препарат для химиотерапии. Работа опубликована в журнале eLife.
В головном мозге взрослого млекопитающего есть две зоны, в которых сосредоточены предшественники нервных клеток: обонятельная луковица и зубчатая извилина гиппокампа. Понять, насколько активно они делятся в течение жизни организма, непросто, но, судя по всему, большую часть времени они проводят в состоянии покоя, хотя в некоторых экспериментах ученые обнаруживали, что нейрогенез в гиппокампе может усиливается или, наоборот, тормозится — например, после переливания мышам крови от молодых или старых собратьев соответственно.
Как именно нейрональные стволовые клетки в гиппокампе реагируют на состав крови, непонятно. Теоретически, они должны быть отделены от крови гематоэнцефалическим барьером — преградой, которая состоит из стенки сосуда и межклеточного вещества. Поэтому возможно лишь два пути, посредством которых кровь может действовать на стволовые клетки. Либо они нарушают барьер, дотягиваясь до сосуда напрямую, либо кровь действует на клетки стенки сосуда, а они уже выделяют свои сигнальные вещества в ткань головного мозга.