Наступило время театра беспроблемного и потому бесчеловечного

Знание – силаКультура

Беззубый театр

Беседа на спорные темы

Марк Розовский

Марк Григорьевич Розовский

Впрошедшем году наш журнал начал разговор о современном театре, о той миссии, которую он должен выполнять, о роли режиссера в настоящее время и том, как он может достигать поставленных задач. В номерах 7, 10 и 11 были опубликованы два интервью с театральным режиссером Михаилом Цитриняком. Мы продолжаем тему театра публикацией статьи художественного руководителя театра «У Никитских ворот», народного артиста России Марка Розовского. Марк Григорьевич режиссер и драматург, за годы творчества осуществивший около двухсот постановок в российских и зарубежных театрах, автор десятков пьес и инсценировок выдающихся литературных произведений.

Наступило время беззубого театра. Театра беспроблемного и потому бесчеловечного. Гоголевская мечта о театре-кафедре оказывается невыполнимой, пропала не только острота конфликтов, но и энергия, способная влиять на жизнь. Эта опасность чревата потерей гражданственности и бесчувствием в отношении болевых точек. Не то чтобы превалируют гладенькие пьесы, скорее, упор делается на не волнующие нас темы. Театр часто уподобляется сериалам, в которых самым интересным представляется имитация правды жизни. Герои погружены в самые поверхностные взаимоотношения. Жесткость и жестокость реальности не являются сегодня предметом большого Искусства. Зритель нынче ходит в театр прежде всего за развлечением. Отучившись думать, он требует легкости и сюсюкающего быта чувств.

Мы часто говорим слова – это «современный театр». Затасканные слова. Привычные. Общеупотребимые. И потому несколько потерявшие смысл.

В самом деле, что же такое «современный театр»? Ведь театр, как мы знаем, – единственное из искусств, живущее «здесь и сейчас», – то есть конкретно в ЭТОМ пространстве и в ЭТОМ времени.

Так что в Античности был свой СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР, в Средние века свой, в Японии тоже свой, во Франции, Англии, Италии и т. д. свой… Театр всегда и везде только «современный театр», и никогда и нигде он другим в буквальном смысле быть не мог и не может.

Оскар Шлеммер. Человек в сфере идей. 1928 год

Другое дело, то, что мы подкладываем под эти слова. И вот тут сразу начинается неразбериха. Вопрос: что считать современным, что несовременным, – это главный вопрос искусства и общества, – не имеет однозначного ответа. Даже самые выдающиеся произведения вызывают многочисленные разноречивые мнения. «На всех не угодишь », – говорит в таких случаях гордый взыскательный художник. Николай Бердяев так высказался о «литературном распаде»: «Еще совсем недавно игнорировали новые течения в искусстве, в философии, в религии. Теперь темы эти стали модными, о них пишут в газетах, темы эти имеют печальный успех. И если раньше страшно было невнимание, то теперь страшно стало слишком большое внимание». Модернизм получил поддержку на многочисленных театральных фестивалях, ставших грандиозными «междусобойчиками». Награду там дают теперь этаким спектаклям-«пшикам», опусам-однодневкам, пустым и претенциозным. Сделалось скучно от невыстраданного бессодержания, неистовое пламя которого агрессивно запылало бенгальским огнем. Мелькания много, оно бывает выразительно только на короткое время, – и снова тьма тьмущая. Продолжим цитату из Бердяева: «Интимно пережитое и передуманное выходит на улицу и роковым образом опошляется. У нас все как-то становится модой, ничто не прививается глубоко. Так называемые новые идеи не оказывают настоящего влияния, новое сознание не крепнет у нас, а лишь почва разрыхляется, лишь анархия духа усиливается. Страшно становится за подрастающее поколение. Оно приучается к легкому отношению ко всем идеям и ко всем ценностям, в нем нет традиции, нет ничего крепкого и устойчивого. Сами религиозные идеи, призванные прекратить эту анархию духа, укрепить, создать новую традицию и связать ее со старой, воспринимается как одно из проявлений этой анархии… Старое, гнилое, лживое еще не разрушено до конца, а новое, живое, правдивое еще не создано».

Эти пронизанные болью слова написаны аж в 1908 году, но, согласитесь, до чего актуальны сейчас!..

Мода на анархию духа проявилась в мировой театральной практике с такой агрессивной силой, что заполнила собой самые авторитетные площадки. К примеру, знаменитый танцор Николай Цискаридзе во всеуслышание отозвался о Большом театре следующим образом: «Там от слова "творчество" нет ничего, там просто торговый дом». Не знаю, насколько справедлива эта крутая оценка, но сам ее факт всерьез настораживает. Беда в том, что коммерциализация «беззубого театра» неумолимо превращает любой театр в «торговый дом», и таких «торговых домов» в мире стало пруд пруди, один Бродвей со своими тысячными залами на трехстах площадках чего стоит!..

Однако «торговый дом» в виде театра предстает кошмаром из-за проникновения на драматическую сцену явления, имя которому – Шоу-бизнес, встающий на место искусства и затмевающий его своей могучей индустрией и валом денежной пошлости.

Тут уместно говорить о всесилии «клипового мышления», требующего мелькать, мелькать, мелькать – до потери сознания с утра до вечера и с ночи до утра. Соединение несоединимого – самый расхожий прием такого театра, где парад бессмыслиц выталкивает смыслы ко всем чертям, а претенциозность замещает «неслыханную простоту» (Б. Пастернак) форм.

Немотивированный театр есть всегда «беззубый театр», который достоин еще одного позорного звания – бездарный театр.

Этот театр во все тяжкие занимается эпатажем. Женские роли исполняются мужчинами в гримах, помадах и юбках, а мужчин изображают эффектные бритоголовые самки с тату на голых задницах… Эти «находки» восторгают зрителей-идиотов и критиков‑недоумков.

Наступила эпоха умельцев делать то, что не надо делать ни в ком случае. Имитация искусства теперь стоит дороже самого искусства. Режиссерская профессия опустилась до положения риз, – система Станиславского признана устарелой, работа с Актером ненужной, мастерство обесценилось благодаря культу посредственностей...

Приходилось ли вам уходить из театра после первого акта?.. Получалось ли у вас с трудом досиживать до конца, если примитивные новации раздражали, а со сцены лился грязным потоком мат-перемат?..

Вся эта белиберда отныне зовется «экспериментом», и попробуйте восстать против него – будете тотчас зачислены в ряды консерваторов‑ортодоксов и прокляты как заклятые враги нового.

И невдомек никому, что Кафка не получал никаких грантов от враждебного ему государства, а Ионеско с Беккетом создали философский и метафоричный «театр абсурда», не имея на то госзаказа. Они работали бескорыстно и свободно, ощущая вокруг себя этот несвободный мир. Они делали новое в искусстве, опираясь на культуру прошлого, прорывая рутину и мракобесие по собственной художественной воле, а не из-за тщеславного желания победить на каком-то там конкурсе и во что бы то ни стало влезть на пьедестал. Они, можно сказать, отголодали право на свой эксперимент.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Владимир Лифшиц Владимир Лифшиц

Биография Владимира Лифшица дает ответ на мучительные вопросы современности

Дилетант
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
В глубинах Бермудского треугольника В глубинах Бермудского треугольника

Снег в глубинах океана и те, кто им питается

Наука и жизнь
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Ретабло – древнейшее из искусств Ретабло – древнейшее из искусств

Ретабло – картины, которые жертвуют церквям в благодарность о помощи святых

Вокруг света
Черная или белая? Черная или белая?

Зависть... Что же это за чувство такое и нужно ли с ним бороться?

Добрые советы
«Совмещение абсолютно несоединимых вещей — это стиль режиссера Ромы Михайлова» «Совмещение абсолютно несоединимых вещей — это стиль режиссера Ромы Михайлова»

«Жар-птица» — одна из самых необычных российских кинопремьер

Weekend
Феномен «Ли» Феномен «Ли»

Кроссовер Li Xiang L9: почему все бросились покупать гибриды?

Автопилот
В Португалии нашли выгравированные в эпоху верхнего палеолита фигуры животных В Португалии нашли выгравированные в эпоху верхнего палеолита фигуры животных

Археологи обнаружили в Португалии новые произведения палеолитического искусства

N+1
Как уговорить близкого с зависимостью обратиться за помощью: 6 верных шагов Как уговорить близкого с зависимостью обратиться за помощью: 6 верных шагов

Пошаговый план действий для родственников человека с зависимостью

Psychologies
Мрамор и снег Мрамор и снег

Отвергнутый Вакх, рогатый Моисей – история работ Микеланджело Буонарроти

Вокруг света
Жестокость как социальный феномен: чем она отличается от злости и откуда в нас берется Жестокость как социальный феномен: чем она отличается от злости и откуда в нас берется

Жестокость и злость — стороны одной медали или все-таки разных?

Psychologies
Автомобиль для королей, рэперов и миллиардеров: 119 лет истории Rolls-Royce Автомобиль для королей, рэперов и миллиардеров: 119 лет истории Rolls-Royce

Rolls-Royce: история, смысл шильдика на капоте и образ владельца сквозь время

Правила жизни
Развлекая, вовлекай Развлекая, вовлекай

Как женщины создают мир, где новое поколение раскрывает таланты

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Сила – в музыке транзисторов. Асинхронный привод Сила – в музыке транзисторов. Асинхронный привод

Что помешало поставить асинхронные двигатели на ВЛ80К в роли тяговых?

Наука и техника
Исследование выявило один фактор, по которому можно понять, что вы находитесь в здоровых отношениях Исследование выявило один фактор, по которому можно понять, что вы находитесь в здоровых отношениях

Как узнать, что ваши отношения здоровые? Поможет поступок, выявленный учеными

ТехИнсайдер
Геолокация резидента Геолокация резидента

Зачем власти обновляют порядок актуализации информации о налоговом резидентстве

Ведомости
Такая красивая Такая красивая

Георгий Кардава ищет вдохновение на улицах и находит в женских лицах

Новый очаг
Парфюмерный этикет Парфюмерный этикет

Как правильно использовать ароматы

Grazia
Худеет тот, кто вкусно ест Худеет тот, кто вкусно ест

Может ли диета быть «праздником для живота»?

Лиза
В поисках ниши В поисках ниши

Как нишевым маркетплейсам удается конкурировать с универсальными площадками

Ведомости
Послания на скалах Послания на скалах

Что разрушает карельские петроглифы

Санкт-Петербургский университет
Архитектура впечатлений. Отрывок из книги Архитектура впечатлений. Отрывок из книги

Отрывок из книги-путеводителя по миру музейного искусства

СНОБ
В старой коллекции находок из Костёнок нашли три кроманьонских зуба В старой коллекции находок из Костёнок нашли три кроманьонских зуба

Ученые обнаружили три кроманьонских человеческих зуба в Костёнки-1

N+1
Полярный бизнес-круг Полярный бизнес-круг

Российские компании против таяния мерзлоты: как бизнес адаптируется к угрозам

Ведомости
Лисица поймала рыбу-пилу Лисица поймала рыбу-пилу

Завезенные в Австралию обыкновенные лисицы могут охотиться на рыб-пил

N+1
«Весёлый шмель гудит весеннюю тревогу…» «Весёлый шмель гудит весеннюю тревогу…»

Возрождение шмелиных семей происходит весной

Наука и жизнь
Прирожденные экстремалы Прирожденные экстремалы

Кто живет в горячих источниках, вечной мерзлоте и Марианской впадине?

Вокруг света
«Она была самой красивой девушкой на стадионе» «Она была самой красивой девушкой на стадионе»

Про любовь с первого взгляда Александра и Алеси Энберт

OK!
Классицизм и котлеты Классицизм и котлеты

Торжок, где творил русский Леонардо да Винчи

Weekend
Открыть в приложении