Полет Гагарина
Как это было на самом деле
Космическая эра началась 63 года назад, 12 апреля 1961 года, когда Юрий Гагарин совершил первый в мире полет в космос. На корабле «Восток» он совершил один виток вокруг Земли. Что такое один виток сейчас, когда космонавты, астронавты и китайские тайкунжени месяцами находятся на орбите на космических станциях. Но тот полет был поистине историческим. Закончился он успешно, хотя на самом деле немало сбоев и ошибок в работе устройств произошло за те 106 минут, которые он длился. Стоит напомнить, что в минувшем марте исполнилось 90 лет со дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина.
Фрагменты переговоров между Ю. А. Гагариным (позывной «Кедр») и пунктами управления полетами 12 апреля 1961 года приводятся по книге: Советская космическая инициатива в государственных документах. 1946—1964 гг. /Под ред. Ю. М. Батурина. – М.: Издательство «РТСофт», 2008, с. 126–140. (К 50‑летию полета первого человека в космос в 2011 г. запись переговоров была воспроизведена во многих документальных сборниках и широко доступна сегодня в полном виде). Комментарии к переговорам и полетной ситуации даны по докладу члена-корреспондента РАН, летчика-космонавта России Ю. М. Батурина на научной сессии Общего собрания Российской академии наук 21 апреля 2021 года. Юрий Михайлович любезно предоставил редакции данный материал для публикации.
Заря‑1 (Королев): Ключ на старт!
Кедр: понял вас.
Заря‑1 (Королев): Ключ поставлен на дренаж.
Кедр: Понял вас.
Заря‑1 (Королев): Все нормально: дренажные клапана закрылись. Кедр: Понял вас. Настроение бодрое, самочувствие хорошее, к старту готов.
09.06 Заря‑1 (Королев): Идут наддувы, отошла кабель-мачта, все нормально.
Кедр: Понял вас, почувствовал. Слышу работу клапанов.
09.07 Заря‑1 (Королев): Дается зажигание…
Кедр: Понял: дается зажигание.
Заря‑1 (Королев): Предварительная ступень… Промежуточная… Главная… Подъем!
Кедр: Поехали!.. Шум в кабине слабо слышно. Все проходит нормально, самочувствие хорошее, настроение бодрое, все нормально.
Заря‑1 (Королев): Я – Заря‑1. Мы все желаем вам доброго полета…
Кедр: Спасибо. До свидания. До скорой встречи, дорогие друзья.
И вот старт. Первые, самые опасные секунды, для которых изобретали экзотическую схему спасания со стальной сеткой, пролетели.
09.09 Кедр: Заря‑1, я – Кедр. Закончила работу первая ступень. Спали перегрузки и вибрации. Полет продолжается нормально.
Заря‑1 (Королев): Прошло разделение, все нормально.
На 156-й секунде выведения произошел отказ блока питания антенн системы радиоуправления центрального блока А. Команда на отключение двигателя не прошла. Двигатель отключился на 0,46 секунды позже положенного, по резервному варианту – по временной метке системы управления ракеты-носителя. Как следствие, задержалось на 0,51 секунды исполнение предварительной команды на выключение двигательной установки центрального блока. В результате вторая ступень набрала скорость на 22,0 м/сек выше расчетной.
При переходе космического корабля из зоны видимости Сары-Шаганского Командно-измерительного пункта (КИП) в зону видимости Колпашевского КИП (Новосибирск) произошел кратковременный перерыв УКВ‑связи С. П. Королева с космонавтом.
09.10 Заря‑1 (Королев): Сброшен конус, все нормально. Как самочувствие?
Кедр: Сброс головного обтекателя… Вижу Землю… Несколько растут перегрузки, самочувствие отличное, настроение бодрое.
09.11 Заря‑1 (Королев): Молодец, отлично! Все идет хорошо.
Кедр: Вижу реки, складки местности, различимы хорошо, видимость хорошая. Отлично у вас там все видно. (Из послеполетного доклада: «Обь или Иртыш – большая река и на ней острова»).
09.12 Кедр: Прошло выключение второй ступени.
Заря‑1 (Королев): Работает то, что нужно. Последний этап. Все нормально.
09.13 Кедр: Наблюдаю Землю, видимость хорошая, различить, видеть можно все, некоторое пространство покрыто кучевой облачностью.
Двигатель третьей ступени также проработал на 2,4 секунды дольше расчетного времени. Суммарное завышение скорости носителя составило 25,43 м/сек,1 и корабль вышел на более высокую орбиту. Апогей орбиты оказался 327 км вместо расчетных 230 км. Это сразу отменило резервный режим спуска – время существования корабля на данной орбите до спуска за счет естественного торможения теперь составило около 30 суток. К этому времени космонавт бы погиб. Оставалось надеяться, что тормозная двигательная установка сработает штатно.
1 «Новости космонавтики», 2011, № 6, с. 4.
09.18 «Кедр»: Произошло разделение с носителем…»
После выведения на орбиту корабль медленно вращался (гашение возмущений корабля после разделения со ступенью ракеты-носителя не предусматривалось). Корабль вращался с угловой скоростью 2–3 градуса в секунду.
«Кедр»: «Объект несколько вращается вправо. Хорошо! Красота! Самочувствие хорошее. Продолжаю полет. Все отлично проходит».
09.49 (принято в Хабаровске): Землю не слышу. Нахожусь в тени.
09.51 Началось построение ориентации для схода с орбиты.
Региональная группа управления на Камчатском КИПе, возглавляемая будущим космонавтом А. А. Леоновым, не получила к сеансу связи с Ю. А. Гагариным сведений от Координационновычислительного центра в Москве о фактической орбите полета «Востока». Траекторные измерения Камчатского КИП не соответствовали данным большинства КИПов из-за использования для привязки системы единого времени сигналов японской станции, а не Государственной эталонной станции. Тогда А. А. Леонов, чтобы не волновать Гагарина, взял на себя ответственность сообщить ему по УКВ‑связи, что орбита нормальная.
09.54 Хабаровский радиоцентр передал Гагарину не соответствующую действительности информацию, что орбита расчетная.