Х5: сложный путь в родную гавань
X5 Retail Group проходит через процедуру «принудительной редомициляции». На очереди еще пять крупнейших отечественных компаний. Так они смогут свободно брать кредиты в российских банках, защищаться в судах и платить дивиденды: офшорные материнские компании стали для этого серьезным препятствием
Управляющая сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик» X5 Retail Group проходит через процедуру «принудительной редомициляции». Хотя термин не совсем верный: переезд выглядит принудительным только внешне — заявление в суд подано от имени Минпромторга, но инициаторами, скорее всего, были российские владельцы.
Двадцать девятого марта холдинг сообщил, что Министерство промышленности и торговли РФ подало в Арбитражный суд Московской области заявление о приостановлении корпоративных прав X5 Retail Group в отношении ее российской «дочки» «Корпоративный центр Икс 5». Заседание суда назначено на 23 апреля. Позже было объявлено о запрете с 1 апреля открывать короткие позиции по глобальным депозитарным распискам (ГДР) компании, а с 5 апреля приостановились торги ими на Мосбирже.
Повторим: это не классическая редомициляция, и она почти наверняка не принудительная. Редомициляцией обычно называют добровольную смену юрисдикции компании с сохранением всех ее бизнес-структур (как было, к примеру, у VK, он же «ВКонтакте», и «Тинькофф», он же «ТКС групп»). В данном случае переезда X5 Retail Group в российскую юрисдикцию не будет. Да и процесс, судя по всему, был запущен по просьбе владельцев холдинга, а не по одностороннему решению Минпромторга. Напомним, что X5 Retail Group на 47,86% принадлежит CTF Holdings S. A., связанной с «Альфа-Групп» Михаила Фридмана. Так что правильнее было бы назвать происходящее удалением офшорной прокладки между российским бизнесом и российскими же конечными бенефициарами. Причем делается это в обход санкций, западного регулирования и без учета мнения совладельцев-нерезидентов. В итоге принудительной процедуру можно назвать только с точки зрения иностранных акционеров. С точки зрения российских владельцев, это, наоборот, возврат контроля над своими активами.
Удаление офшорной прокладки
Делается все в соответствии с принятым в прошлом году федеральным законом «Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями (ЭЗО)» (№ 470-ФЗ, подробнее см. статью «Россия готова ответить на конфискацию», «Монокль» № 5 за 2024 год). Как поясняет старший юрист «Дэнуо» Мария Винокурова, целью документа было создать альтернативу редомициляции иностранных холдинговых компаний с российскими бенефициарами в Россию, потому что редомицилироваться могут не все. «Президент Х5 Екатерина Лобачева еще год назад обращала внимание на то, что у холдинга нет ни технической, ни юридической возможности переехать из Нидерландов в любую другую юрисдикцию», — напоминает Мария Винокурова.
Редомициляция возможна, если российские бенефициары сохранили корпоративный контроль за офшорной прокладкой. Однако даже тогда она может быть сопряжена с дополнительными расходами. Например, у «Яндекса» эта процедура проходила по сложной схеме — с участием не только нидерландской Yandex N. V. и нового МКАО «Яндекс», но и промежуточного звена в виде ЗПИФ «Консорциум.Первый». В рамках этой схемы ЗПИФ выкупил у Yandex N. V. российский бизнес «Яндекса» за 475 млрд рублей. В случае когда корпоративный контроль утрачен — например, из-за санкций, наложенных на владельцев, — даже такая схема не поможет. То есть в условиях западных ограничений традиционная редомициляция действительно часто бывает невозможна, а необходимость в ней есть, даже без учета требований российского правительства.