Совладелица WeFamilyGroup — о развитии гастрономии в малых городах
Марина Старчикова, идеолог и совладелица ресторанно-гостиничного холдинга WeFamilyGroup, — о том, как как развивается индустрия в регионах
Свою историю компания WeFamilyGroup начала 20 лет назад с небольшой кофейни в центре Тамбова, в которой подавали кофе и десерты. Формат настолько понравился горожанам, что проект стал обрастать другими точками, в которых ставка делалась на качественные продукты, интересные сочетания блюд и сервис. В 2015 году портфолио WFG пополнил первый отель, а три года спустя появилась единственная в Тамбовской области сыроварня. Сегодня там производят 12 видов мягких и твердых сыров из натурального коровьего молока. В работе используется итальянская технология. На текущий день у компании WFG 25 проектов, включая сыроварню и пять отелей в двух регионах.
— В вашем портфеле не только отели, но и гастрономические проекты в малых городах России. Чем, на ваш взгляд, отличается бизнес-подход в ресторанном бизнесе в крупных и малых городах?
— В больших городах ресторанные концепции больше про еду, в маленьких городах — это больше про жизнь, общение, «событийку». Ведь мест, куда пойти в маленьком городе, практически нет. Ресторан здесь должен стать главной точкой притяжения, где проводятся бизнес-завтраки, лектории, вечера поэзии, музыки, просмотры фильмов, создаются бизнес-сообщества. Кроме того, ресторан в маленьком городе — это мощный толчок для развития территории и внутреннего туризма. И отчасти это социальный проект. Кто-то должен быть первым, а потом другие обязательно подхватят. И так брошенные территории превратятся в притягательные.
— Есть ли спрос у местных жителей на локальные гастрономические проекты?
— Мы все родом из детства, нам привычно есть то, что готовила наша бабушка, мама. Кухня региона — это классика. Она всегда будет актуальна для жителей и особенно для гостей города, которые хотят познакомиться с культурой и гастрономией региона. Это, с одной стороны, простая кухня, а с другой стороны, самая сложная. Ведь каждый из нас имеет представление о том, какой вкус должен быть у этих блюд. Поэтому важно учитывать локальность, сезонность и качество продуктов. И, самое главное, готовить от сердца, как для самого близкого человека. Если получается локальное сделать вкусным, то оно становится глобальным.
— Что нужно учитывать при открытии ресторана в небольшом городе?
В первую очередь, все зависит не столько от города, сколько от самого ресторатора и от того, что он хочет реализовать, какие идеи и ценности он хочет вложить в проект. Каждый город самобытен, у него есть своя атмосфера. При открытии ресторана обязательно нужно смотреть на городской ритм и предпочтения аудитории. Не важно, Москва это или небольшой город — везде есть определенная прослойка людей, желающих пробовать что-то новое, развиваться, жить интересно и увлекательно, активно посещать мероприятия, внести праздник в свою повседневную жизнь. Рестораны, на мой взгляд, должны отвечать на этот запрос. Например, в царскую эпоху были приемы в дворянских усадьбах, в советское время и в начале современной России — дома культуры и клубы. Сегодня местом общения и демонстрации себя, своего образа жизни стали рестораны. В маленьких городах такие «места выхода» сейчас просто необходимы.