«Как я пришла в сознание» — это моноспектакль. Он не просто автобиографический

Коллекция. Караван историйРепортаж

Дина Корзун: «После «Страны глухих» я проснулась, и вся моя жизнь изменилась»

«После выхода фильма моя необычная героиня Яя, глухая танцовщица ночного клуба, сразу полюбилась зрителям. Поклонники не давали мне прохода и просили автографы. А журналисты просили интервью каждый день. За один год фильм получил множество кинопремий и участвовал в десяти кинофестивалях».

Беседовала Ирина Зайчик

Фото: Д. Орлова/из архива Д. Корзун

Дина, вы вернулись в Москву, на театральную сцену спустя много лет... О чем ваш спектакль в театре «Практика»?

— «Как я пришла в сознание» — это моноспектакль. Он не просто автобиографический, для меня это программный спектакль о самом главном, к чему я пришла в данный момент жизни. Я начала писать текст пьесы весной 2020 года, когда началась пандемия. Мне очень хотелось поддержать моих друзей в это тяжелое время. Я говорила, что любые испытания делают нас только сильнее, они дают шанс стать лучше, добрее.

Это личный прожитый опыт. Оглядываюсь назад, на испытания, через которые я прошла, и думаю: «Как мне было страшно тогда, мне казалось, жизнь закончилась!» И только теперь вижу, что благодарна тем вызовам судьбы, которые приняла, я стала сильнее. Это как удар по бильярдному шару, который бьется о стенки, о другие шары, но продолжает лететь по своей уникальной траектории прямо в цель. Все эти испытания — поворотные моменты, благодаря которым менялся мой путь, и в результате я становилась каждый раз другим человеком. И взлеты, и падения, и радость, и боль — они все нужны. Самое главное — по жизни удерживать баланс и не падать ни вправо, ни влево, ни в горе, ни в безумную радость. Знаете, это как на велосипеде. Только вперед! Главное помнить, что все в этом мире непрочно, двойственно, непостоянно.

— А почему спектакль так называется?

— Главная мысль в том, что я пришла в сознание, что я — не тело, а душа, что все в этом мире подчиняется высшему порядку. Когда живешь, понимая это, все выстраивается в правильную вертикаль. Ты проще относишься к испытаниям, на которые повлиять не можешь. Ты не можешь одним движением своей мысли остановить войны во всем мире, отменить старость, болезни. Но ты можешь работать над собой — это и есть путь осознания. Об этом вся русская классическая литература, которой мы гордимся. В моем спектакле зритель проживает вместе со мной взлеты и падения, испытывает боль предательства, и мы учимся прощать, принимать и благодарить.

Для спектакля мы выбрали форму монолога, рассказа. Но это не просто исповедь: мне хотелось, чтобы зрители, как на карусели, промчались со мной к финалу спектакля, где мы все получаем ощущение катарсиса. Мы говорим о жизненных сложностях, о заблуждениях, об ошибках, но в конце появляются надежда, нежность и свет.

Дина Корзун с мужем Луи. Лондон, 2008 год. Фото: Е. Сухова/архив «7 Дней»

— Дина, скажите, как вы поставили ваш спектакль?

— Весной 2020-го мы, артисты, делали спектакли на балконе, концерты онлайн, прямые эфиры. Это продолжалось год, вот тогда и родился у меня этот замысел. Однажды я поделилась с подругой, продюсером и актрисой Вероникой Насальской, что написала текст про провинциальную певицу, приехавшую в Москву, хотя это история из моей жизни. Она вдруг сказала: «Не надо прикрываться чужим именем. Там должна быть ты! Дина Корзун, актриса! Говори о себе — люди ищут прямого разговора по душам, им нужны личности, к которым они чувствуют доверие. Зрителям интересен какой-то личный опыт, поделись им!»

Я переписала текст и отправила Марине Станиславовне Брусникиной, художественному руководителю театра «Практика», она, кстати, была моим педагогом в Школе-студии МХАТ по сценической речи. И она тут же ответила: «Дина, давай, ставь спектакль!»

Одним словом, весной 2023-го мы сыграли премьеру на малой сцене, в зале на 50 мест. На афише спектакля в «Практике» указаны три режиссера: Дина Корзун, Елена Оленина и Глеб Черепанов. В создании спектакля участвовала вся команда, даже художник по свету Игорь Фомин предлагал режиссерские решения. Я очень благодарна художникам-постановщикам Таше Крестовой и Серафиме Бескосной, консультантам по сценарию Кате Перфиловой, Егору Воронину. Все с энтузиазмом вместе сочиняли этот спектакль. Все хотели мне помочь...
Так состоялось мое возвращение на московскую сцену. Мое возвращение домой...

В этом пространстве на малой сцене очень уютно и тепло. Приходят зрители, которые ждали меня, а также мои друзья, знакомые и коллеги-артисты. Для меня главное было не о себе рассказать, а поделиться личным опытом: «Все переживания, потери и вызовы судьбы — это язык, на котором Вселенная с нами разговаривает. Если испытания неизбежны, значит, мы можем научиться быть мудрее, лучше и сильнее...»

Есть вещи, которые поменять нельзя. Например, можно выбрать, быть вегетарианцем или мясоедом, но, когда случаются какие-то такие события, на которые не можешь повлиять, у тебя есть только один выбор: как к этому отнестись. В такой момент грозить кулаком в небо, проклинать нет смысла. Нужно спрашивать не «за что?», а «для чего?», тогда все меняется. Человек обязательно услышит тихий шепот в своем сердце и находит в себе силы идти дальше, даже если это тяжело и страшно. Именно тогда он найдет в себе силы поддержать своих близких и незнакомых улыбкой, возможностью согреть теплом. Это и была цель моего спектакля. Это никакой не психоанализ, а живой разговор напрямую со зрителем.

— Дина, вы давно уехали из России. Где вы жили все эти годы?

— Я жила и работала в Лондоне десять лет и в Швейцарии три года. А до этого мы с моим мужем Луи десять лет жили в России. Луи Франк швейцарец, он музыкант и продюсер.

— Вы ведь с Луи встретились в Школе-студии МХАТ?

— Олег Павлович Табаков набирал курс в 1995 году, ездил по разным американским университетам. Это было время, когда страна открылась: русские студенты поехали учиться за рубеж, иностранцы приехали в Россию. И вот у нас в 1995-м в Школе-студии появился первый иностранный курс из Америки. Луи тогда учился в американском университете. Однажды, совершенно случайно, он увидел объявление, что набирается курс на полгода, и решил: «Это для меня!»

Он рассказывал, что его всегда интересовала Россия, он зачитывался историей, книгами о Второй мировой войне. «Сам не могу объяснить этот интерес, — говорил он, — как будто предчувствовал, что встречу тебя».

Дина Корзун в фильме «Страна глухих», 1998 год. Фото: Vostock Photo

— Язык русский Луи тогда специально выучил?

— Нет, русский он тогда не знал. Иностранные студенты приехали изучать систему Станиславского. Так мы в Школе-студии МХАТ и познакомились с Луи, нам было тогда по 23 года. Нам, дипломникам, нужно было с американским курсом дружить, обмениваться опытом. Мы ходили к ним на спектакли, на репетиции, наши педагоги у них преподавали мастерство, речь, сценическое движение. И американцы приходили к нам на спектакли.

А познакомились мы так. Сразу по приезде гостей мы организовали для них дискотеку. И Луи впервые увидел меня... со спины. Как он, смеясь, сейчас вспоминает, его словно дубинкой по голове ударили: «Я почувствовал удар. И сразу понял — это судьба!» Помню, что ко мне, ни о чем не подозревающей, подошел молодой человек и начал что-то рассказывать. Самое смешное, что я тогда не понимала по-английски, а он ни слова не знал по-русски. Я завороженно следила за его мимикой, пытаясь понять, что он мне с таким жаром говорит. Из моего школьного словарного запаса поняла, что мама и папа у него есть, кажется, еще сестра и брат. И больше ничего.

Но это еще не все. Недели через две Луи пришел в секретариат Школы-студии МХАТ и поделился с секретаршей, что влюблен, что встретил свою судьбу. А на него вылили ушат холодной воды: «Ты что, Луи, Корзун замужем, у нее есть ребенок четырех лет». Вот это был второй удар...

— А вы действительно были замужем?

— К 22 годам я успела дважды побывать замужем. Второй мой муж тоже учился в Школе-студии, только на курсе старше.

А с первым я познакомилась в Смоленске, откуда родом. Стать актрисой и не мечтала, готовилась быть художником, всю жизнь рисовала, училась в художественной школе, а потом поступила на худграф в педагогический институт. Туда, кстати, было поступить очень непросто, мама так радовалась этому.

Я занималась в театральной студии при Смоленском драматическом театре. Там и познакомилась со своим первым мужем. Ансар Халилуллин приехал в Смоленск из Москвы, не поступив в ГИТИС, и чтобы не терять время, он решил пройти театральные курсы в Смоленске. Вскоре я вышла за него замуж, в 19 лет. Он мне говорил: «Ты очень талантлива, ты должна поступать в театральный институт». И увез меня в Москву, что определило мой путь...

Я поступила в Школу-студию МХАТ. Но через год мы развелись. Однако мы в хороших отношениях и продолжаем общаться. Осенью прошлого года женился наш сын Тимур. На семейном ужине я поблагодарила своего бывшего мужа: «Спасибо, Ансар, что ты привез меня в Москву. Если бы не ты, у меня не было бы Тимура, и я бы не встретилась с Луи». Моя судьба совершенно точно сложилась бы иначе...

— А как вы решились уехать из родного города?

— Вначале я ушла из педагогического института, где училась на факультете художественной графики. Забрала документы, ни с кем не посоветовавшись. На семейном совете, где были мои дядя и бабушка, мама спросила: «Что делать с Диной? Не понимаю! Она бросила учебу, пошла в артистки. Это немыслимо, это какая-то ошибка!» Помню, как мой дядя сказал мудрую вещь: «Оставьте ее в покое! Если наша Дина захочет стать космонавтом, она им станет. Я чувствую в ней такую силу и упрямство, поэтому пусть попробует». Бабушка очень переживала, она всегда во мне души не чаяла и во всем поддерживала. А мама справедливо беспокоилась, потому что у нас не было актерской династии, ни связей, ни опыта, ни понимания, что такое эта профессия. Мама говорила: «Я же не смогу тебе ничего ни подсказать, ни защитить». А это, на минуточку, было начало 90-х годов. Но меня несла в Москву какая-то неведомая сила...

Кстати, в моем спектакле есть Москва девяностых — эти толпы, которые куда-то бегут, все погруженные в себя. Весь город в проводах, в какой-то дешевой рекламе. Не было кафешек, красивых витрин, того освещения на улицах, как сейчас...

В Школе-студии МХАТ я училась с радостью, удовольствием и упорством. Мне было очень трудно выживать и учиться в чужом городе.

И, видимо, выглядела я такой беззащитной, потерянной молоденькой мамой с маленьким ребенком, что, на мое счастье, рядом оказался еще один ангел-хранитель. Второй мой супруг меня защищал еще три года до встречи с Луи. Мы жили в комнате в общежитии. У нас стоял шкаф, сделанный из коробки из-под холодильника. Мы эту коробку нашли на улице. Внутри просверлили дырки, соорудили перекладину и вешали на нее одежду.

Мой муж совершенно не ревновал меня к Луи, он знал, что мы просто дружим. Луи благородно не хотел вмешиваться в мою жизнь. Мы ходили в театры, часто встречались в студии, накупили словарей, учили языки, друг друга поправляя все время.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наталия Кустинская: Почему Гайдай снял ее с роли в «Кавказской пленнице» Наталия Кустинская: Почему Гайдай снял ее с роли в «Кавказской пленнице»

Наталия Кустинская очень старалась быть образцовой женой

Караван историй
Юлия Франц: «В театральном легко не бывает» Юлия Франц: «В театральном легко не бывает»

И на меня в частности вылился поток злых комментариев, оскорблений и даже угроз

Караван историй
Николай Анисюткин Николай Анисюткин

Всю блокаду Николай Кузьмич провел в Ленинграде и в школу пошел только в десять

Собака.ru
Жизнь технологии после хайпа: 4 главных вопроса о развитии метавселенной Жизнь технологии после хайпа: 4 главных вопроса о развитии метавселенной

Куда движется развитие метавселенной, как в нее попасть?

ТехИнсайдер
Лариса Луппиан: «Мой служебный роман» Лариса Луппиан: «Мой служебный роман»

Невозможно жить одной лишь семьей, если нет творчества и любви к какому-то делу

Караван историй
Генпрокуратура пришла в суд: кто и почему выбыл из российского списка Forbes за год Генпрокуратура пришла в суд: кто и почему выбыл из российского списка Forbes за год

За год российский список Forbes покинули восемь миллиардеров. Кто это и почему?

Forbes
Оставить кожуру! 10 продуктов, которые можно не чистить перед употреблением Оставить кожуру! 10 продуктов, которые можно не чистить перед употреблением

10 продуктов, в кожуре которых содержится много питательных веществ

ТехИнсайдер
Смерть, кушетка и платяной шкаф Смерть, кушетка и платяной шкаф

«По Фрейду»: психоаналитик и теолог отвечают не на те вопросы

Weekend
Психосоматика атопического дерматита: «порочный круг» Психосоматика атопического дерматита: «порочный круг»

Как связаны ментальное здоровье и атопический дерматит?

Psychologies
Все на улицу. 4 главных плюса фитнеса на свежем воздухе Все на улицу. 4 главных плюса фитнеса на свежем воздухе

Тренировки на свежем воздухе актуальны для всех. В чем плюсы?

Лиза
Антрополог и историк заходят в ресторан: как пищевые привычки мигрантов меняют страны Антрополог и историк заходят в ресторан: как пищевые привычки мигрантов меняют страны

Как массовая иммиграция способствует развитию ресторанного бизнеса?

Forbes
Подразделения по борьбе с киберпреступностью и технологическими диверсиями Подразделения по борьбе с киберпреступностью и технологическими диверсиями

Как различные страны мира разрабатывают системы противодействия киберугрозам

Обозрение армии и флота
История первого отряда космонавтов СССР: как из 20 кандидатов выбирали того, что первым полетит в космос История первого отряда космонавтов СССР: как из 20 кандидатов выбирали того, что первым полетит в космос

Критерии отбора кандидатов в космонавты в 1960 году

ТехИнсайдер
Мамин бродяга: как Чарли Чаплин стал символом кино Мамин бродяга: как Чарли Чаплин стал символом кино

Как сэр Чарльз Спенсер прошел путь до грустного клоуна и повлиял на кинематограф

Правила жизни
5 аргументов в пользу того, чтобы перечитать «Лолиту» сегодня же 5 аргументов в пользу того, чтобы перечитать «Лолиту» сегодня же

Зачем читать Лолиту прямо сейчас?

Psychologies
«Конек-Горбунок» и «Госпожа Бовари»: запрещенные книги, которые стали классикой «Конек-Горбунок» и «Госпожа Бовари»: запрещенные книги, которые стали классикой

Книги, которые сперва вызывали вопросы цензоров, но стали мировой классикой

Forbes
«Мир очень неприятен, в нем трудно не впасть в отчаяние, а он как-то научился» «Мир очень неприятен, в нем трудно не впасть в отчаяние, а он как-то научился»

Как Владимир Набоков примирил себя с жизнью в чужих странах

Weekend
Все альбомы группы «Король и Шут» — от лучшего к худшему Все альбомы группы «Король и Шут» — от лучшего к худшему

Разбираем творчество легендарных музыкантов КиШ — от дебюта до заката

Maxim
Насколько уникальна наша Солнечная система Насколько уникальна наша Солнечная система

Солнечная система имеет искусственное происхождение!

Зеркало Мира
Печальные антропики Печальные антропики

Иван Чемакин: бриколаж как принцип

Weekend
Байкал, Mon Amour Байкал, Mon Amour

Как живут в западной части Байкало-Амурской магистрали

СНОБ
Краткосрочное ОСАГО: 5 вопросов, которые возникают у каждого водителя Краткосрочное ОСАГО: 5 вопросов, которые возникают у каждого водителя

В каких случаях краткосрочное ОСАГО может быть выгодно?

ТехИнсайдер
Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше

Аккумулятор в современном автомобиле — не просто «батарейка»

РБК
«Нельзя узнать Францию,.. «Нельзя узнать Францию,..

Почему все любят французскую кухню? Что сделало ее самой изысканной?

Зеркало Мира
Как быстро почистить и избавить от запахов тканевый диван: советы клинеров Как быстро почистить и избавить от запахов тканевый диван: советы клинеров

Быстрая чистка тканевого дивана: пошаговая инструкция

VOICE
До блеска До блеска

Как почистить украшения из золота в домашних условиях

Лиза
Из центра на периферию: почему молодежь уезжает из мегаполисов Из центра на периферию: почему молодежь уезжает из мегаполисов

Почему молодежь все чаще связывает свое будущее с городами на периферии

ФедералПресс
Когда 70 тысяч лет назад люди покинули Африку, они на 20 тысяч лет остановились на Иранском нагорье Когда 70 тысяч лет назад люди покинули Африку, они на 20 тысяч лет остановились на Иранском нагорье

Одним из важнейших центров расселения Homo sapiens стало Иранское нагорье

ТехИнсайдер
Огород как арт-объект Огород как арт-объект

Сажаем овощи не только правильно, но и красиво

Лиза
Как долго могут жить птицы Как долго могут жить птицы

Одни птицы живут очень долго, а срок других — крайне короткий. Как же так?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении