Шампанского!
У любимого сопровождения новогодних праздников, шампанского, есть, оказывается, официальный день рождения. 4 августа 1668 года монах Дом Пьер Периньон представил братии аббатства Отвилье, что находилось недалеко от города Эперне в центре провинции Шампань, плод своих экспериментов – золотистый пенящийся напиток. «Я пью звезды!» – так охарактеризовал он впечатления от собственной дегустации. Но прежде чем игристое завоевало сердца поклонников по всему миру, прошли десятилетия.
Виноград в самой северной французской провинции Шампань не дозревал, и вино, полученное из него, было на любителя – очень кислое. Мало этого: разлитое в бочки, оно часто начинало бродить вновь и, случалось, бочки, не выдержав давления изнутри, взрывались. В те далекие времена это обстоятельство списывалось ни больше ни меньше на «козни дьявола». Главной заслугой Пьера Периньона (он, кстати, изо всех сил боролся с пузырьками в вине) было то, что он первым открыл секреты купажирования. Для усовершенствования вкуса он соединял между собой сок разных виноградных сортов и добавлял в эту смесь сахар и дрожжи. Полученное вино Периньон разливал в бутылки, которые закрывал плотными корковыми пробками, – и это защищало их от взрыва. Однако редкие исключения все же случались.
Идеальная бутылка для непокорного вина появилась только в 1800 году молитвами аптекаря Франсуа из Шалона. Она была из толстого темного стекла и имела форму сосуда.
Кстати, самое известное в мире шампанское Dom Pérignon («Дом Периньон»), обыгранное в одной из сцен знаменитой шпионской «бондианы», изготавливается одной из самых старых винодельческих компаний Франции Moët & Chandon («Моэ́т э Шандо́н»). Этот винодельческий дом Шампани, один из крупнейших производителей шампанского. Винодельческая усадьба (шато) была основана в Эперне в 1743 году Клодом Моэтом. Клод Моэт стал поставлять вина из французской провинции Шампань в Париж. Правление Людовика XV сопровождалось повышенным спросом на игристое вино. Бизнес Моэта стремительно расширялся – к концу XVIII века он экспортировал свои вина во многие страны Европы.
Внук основателя, Жан-Реми Моэт, сделал марку всемирно известной, поставляя вина таким клиентам, как Томас Джефферсон и Наполеон Бонапарт. Вторую половину своего названия компания получила, когда Жан-Реми Моэт передал в 1832 г. половину семейного предприятия своему зятю Пьеру-Габриэлю Шандону (Chandon de Briailles), а вторую половину – своему сыну Виктору.
Вина Моэта пользовались успехом и в России. Вяземский в стихотворном послании к Денису Давыдову сообщает, что «в подвалах у Моэта жадно поминал» своего адресата. Евгению Онегину в романе Пушкина подают «вдовы Клико или Моэта благословенное вино».
Великие вдовы
Знаковое для истории шампанского событие произошло в 1805 году. Именно в этот достопамятный год Барб-Николь Клико, оставшись вдовой, решила продолжить дело покойного мужа. Ее молитвами и талантами главного специалиста ее винодельни Антуана Миллера прежде мутный игристый напиток стал кристально прозрачным. Миллер изобрел технологию ремюажа. Суть ее состояла в том, чтобы определенное время выдерживать бутылки с будущим шампанским горлышком вниз (для этого была придумана специальная подставка), периодически их поворачивая. Мутный осадок постепенно оседал на пробке, после чего бутылки замораживали, затем аккуратно откупоривали, и внутри оставался прозрачный напиток, в котором после повторного закрытия появлялись чудо-пузырьки. Дела Клико шли в гору, она за короткое время стала настоящей европейской знаменитостью, однако после войны 1812 года в ее жизни началась темная полоса. На горизонте брезжила перспектива разорения. Спасла предприимчивость. В 1814 году Клико решилась отправить довольно крупную партию своей продукции в Россию. Это было «Вино кометы» – шампанское урожая 1811 года. Вырученные 73 тысячи рублей, огромная по тем временам сумма, спасли фирму. В России шампанское от Клико оценили и полюбили. Его подавали во всех аристократических домах, хотя стоило оно немало – 12 рублей за бутылку. За такие деньги в Санкт-Петербурге можно было снять квартиру с поваром и горничной. Надо ли говорить, что вскоре основным источником дохода для Клико стали поставки в Россию.
Еще одна знаменитая французская вдова, мадам Помери, снискала славу в 50-е годы XIX века. Ее шампанское было особенно знаменито в Британии. Кстати, именно Луизе Помери мы обязаны рождением шампанского брют. Оно появилось в 1874 году и завоевало сердца ценителей своим тонким и изысканным вкусом.
XX век в мире шампанского тоже не обошелся без женских имен. Камилла Родерер управляла знаменитой компанией своего покойного мужа 43 года. Бизнесом, подняв его до невероятного уровня эффективности, она «рулила» вплоть до 1975 года. Между прочим, поклонником шампанского, которое выпускал Дом Louis Roederer, был в свое время император Александр II. Его любимую марку даже переименовали в «Кюведю Цар», а чуть позже, когда император решил, что столь изысканному вину положены особые хрустальные бутылки, – в «Кристалл». Шампанское это выпускается по сей день, и качество его остается неизменным.