Как и зачем древние люди в разных частях континента начали создавать «венер»

Вокруг светаИстория

Загадки прекрасных дам

Женщина или богиня? В случае с «палеолитическими венерами» возможно и то, и другое. Как и зачем древние люди в разных частях континента начали создавать похожие скульптурные формы?

Текст Семен Мартынов

Археологи нашли уже более 200 «палеолитических венер» по всей Евразии, от Средиземноморья до Прибайкалья. Так называют статуэтки из разных материалов – камня, кости, даже керамики, изображающие, как правило, обнаженных женщин. Они небольшие: почти все умещаются на ладони. Некоторые из них впечатляют выразительностью гипертрофированных форм – но на самом деле эти «венеры» очень разные. Разнятся между собой и версии, чем были эти фигурки для древнего человека.

Первую такую фигурку обнаружил в 1864 году археолог-любитель Поль Юро, маркиз де Вибре, на стоянке каменного века Ложери-Бас на юго-западе Франции. Удачливому исследователю вспомнился античный канон изображения богини любви и красоты Venus pudica, «Венера стыдливая»: обнаженная женщина будто пытается прикрыться руками от взгляда непрошеного зрителя. Найденная маркизом доисторическая фигурка ничего не прикрывала; у нее и рук-то не было, как и головы. Поэтому он назвал ее «Венерой бесстыдной», и с тех пор статуэтки подобного типа, созданные в позднем палеолите, носят имя античной богини.

Далекая бесписьменная эпоха не дает современным исследователям ответа, точно ли это изображения божества. С одной стороны, у многих таких «венер» гипертрофированы черты женщины, прежде всего – матери: большие груди, ягодицы, широкие бедра, выступающий живот – возможно, знак беременности. При всем разнообразии этих статуэток во внешнем виде многих из них от Центральной Европы до русской равнины прослеживается единый изобразительный канон такой дамы с пышными формами. Он был столь важен людям граветтской культурной общности, что они переносили его на расстояние в тысячи километров. «Венер» часто находят возле места, где был очаг, порой их клали в специально выкопанную яму, иногда намеренно разбивали – возможно, это следы ритуалов. Гипотезу, что статуэтки – это изображения Богини-Матери, отвечавшей в картине мира древних охотников и собирателей за плодовитость, жизненные силы и изобилие природы, высказывали еще в XIX веке. Есть и мнение, что так изображали сверхъестественных существ рангом пониже. Например, советский ученый Сергей Токарев, основываясь на обширном этнографическом и археологическом материале разного времени, доказывал, что «венер» могли почитать как духов-хранительниц семейного очага. Другие версии: статуэтки считались либо вместилищами духов – помощников шамана, либо оберегами, которые, например, должны помочь женщине при родах. Одна из последних гипотез – что это портреты или автопортреты реальных представительниц эпохи позднего палеолита. Есть даже версия, что это своеобразный доисторический пин-ап, которую, впрочем, критикуют как не учитывающую реалий древности, когда нагота не была чем-то редким и табуированным. Как бы там ни было, статуэтки обнаженных женщин встречаются на стоянках каменного века в разных точках Евразии – неутилитарные предметы, которые тем не менее изготавливали снова и снова, хранили, передавали изобразительный канон от племени к племени – значит, они были чем-то большим, нежели элемент интерьера. Что же в них общего и чем они отличаются?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении