Как отличаются героини эпохальных романов и актрисы, играющие их в экранизациях

Знание – силаКультура

Итак, она была… брюнеткой

Игорь Шумейко

В мае 2016‑го на экранах телевизоров шел английский сериал по роману Толстого «Война и мир». С сожалением, раздражением отрываясь от подготовки к казанским лекциям, я все же отреагировал на него серией статей. Начал в «Российской газете» (приложение «Год литературы»), потом в «Независимой газете», потом дважды – в «Московском комсомольце». Причем из всего английского многослойного посмешища я затронул только одну подробность: внешность Наташи Ростовой и ее воплощение в английском сериале.

Далее – забавный поворот сюжета. Казанские собеседники, зная о некоторых моих евразийских книгах и публикациях, люди серьезные, солидные, все же попросили: «Ну, давай сначала про татарочку Наташу Ростову!» Что ж…

Отправной точкой была бледно-рыженькая «английская Наташа Ростова». Волосы так называемого «тициановского цвета», действительно очень ценимого в Европе (далее выскажу гипотезу, почему).

А Лев Николаевич уже на первых страницах живописал Наташу так: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями».

Почему бы не уважить старика, на 1200 страницах эпопеи неустанно повторявшего: «яркая черноглазая брюнетка» и убедительно увязавшего портрет Наташи с чертами характера? Любому (кроме, как оказалось, британского режиссера) ясно: актриса Лили Джеймс – не Наташа, даже если вылить на нее пинту лучшей черной краски и намазать полпуда «Макс Фактора»…

Честно говоря, в английском сериале отвратительны и диалоги (приписанные, получается, самому Льву Толстому). «Адюльтерный треугольник» Пьер – Элен – Долохов вырисован в духе самых примитивных киношек. Лили Джеймс нервически, возбужденно, истерически (наверно, единственно доступная ей форма замены знаменитой «живости» Наташи Ростовой) провожает офицеров на войну. «У Толстого сцены проводов нет? – Но они есть во всех русских фильмах про войну, так что возьмем: по совокупности!» Чтобы обличать этот хоровод пошлости с убогостью, нужны десятки страниц, минуты киноцитат, но главный факт – полученный гомункул «Наташа» – очевиден.

Не сочтите меня киноксенофобом: я обожаю Наташу Ростову – Одри Хепберн (американская версия 1956 года). Аристократка по рождению (не киношному!), Одри не взяла бы вульгарно-суетливую Лили Джеймс в компаньонки, даже в горничные. Участие (тоже не киношное, факт биографии) Хепберн в Движении Сопротивления во время Второй Мировой войны – еще одна нить ее связи с толстовской героиней, черта сходства с Наташиным порывом помощи раненым в Москве 1812 года. И главное: Наташа-Одри – яркая брюнетка! Как и Людмила Савельева в советской версии и в толстовском оригинале.

Черта внешности для Толстого неслучайна. Он не перебирал для своего романа, как режиссер на кастинге: «А давай-ка возьмем… брюнеточку!» Попробую доказать глубину его выбора.

Не только киноремесленники, но и наши литературоведы забыли еще и мать Наташи Ростовой. Том Харпер (английский режиссер) с его любовью к тициановской масти мог тут дать хоть «Венеру Урбинскую», хоть «Магдалину кающуюся» (обе – бледно-рыжие), но у Толстого мать Наташи выглядит так: «Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти».

Главный фрагмент, раскрывающий «русскость» Наташи, уже 160 лет всем известен. Наташа с братом Николаем после охоты заехали к дядюшке, а тот взял гитару, затянул народную песню, бросившую ее в танец:

«Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, откуда взяла она эти приемы, но как только она стала, улыбнулась – весело, торжественно и гордо – и повела плечом… Анисья Федоровна прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чуждую ей, в шелку и бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и тетке, и матери, во всяком русском человеке…»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Холодный мир – это наше достояние» «Холодный мир – это наше достояние»

Что такое криосфера? Можно ли использовать знания о ней в повседневной жизни?

Знание – сила
Это мы не проходили Это мы не проходили

Высшее образование становится бессмысленным, но учиться приходится всю жизнь

Men Today
Экскурсии как новая философия выходного дня Экскурсии как новая философия выходного дня

Экскурсии — стиль жизни многих горожан

Монокль
«Я выбираю показывать свое тело»: история модели Люси Билл, на коже которой постоянно появляются волдыри «Я выбираю показывать свое тело»: история модели Люси Билл, на коже которой постоянно появляются волдыри

Буллезный эпидермолиз — заболевание, которым страдает модель Люси Билл

VOICE
«Разворот на Восток» в цифрах и фактах «Разворот на Восток» в цифрах и фактах

Потенциал сотрудничества со странами Азии

РБК
Наука в России: «Открываются очень большие перспективы» Наука в России: «Открываются очень большие перспективы»

Как достигнуть научного и технологического суверенитета в стране?

ФедералПресс
Философ у отверстого гроба Философ у отверстого гроба

Жизнь и смерть французского философа Николя де Кондорсе

Знание – сила
5 предметов, которые исчезли из школьной программы. Навсегда ли? 5 предметов, которые исчезли из школьной программы. Навсегда ли?

Возможно, школьные дисциплины времен СССР пригодились бы и сегодня?

Psychologies
Совы во льдах. Как американский орнитолог спасал рыбного филина на Дальнем Востоке Совы во льдах. Как американский орнитолог спасал рыбного филина на Дальнем Востоке

Отрывок из документального рассказа о Дальнем Востоке

СНОБ
Фокусы престолов Фокусы престолов

«Зимний король»: артуровские легенды в формате «как оно было на самом деле»

Weekend
Писаная красота Писаная красота

Византийское «наследство» в виде письменности

Дилетант
Разгадка загадок Разгадка загадок

Исследование тонкостей отношений с искусственным интеллектом

Правила жизни
«Звучит незнаемая лира…» «Звучит незнаемая лира…»

Кто такой Антиох Кантемир?

Знание – сила
Будь готов! Будь готов!

Как сохранить грибы в морозилке

Лиза
Деликатно о важном. Первые симптомы рака шейки матки Деликатно о важном. Первые симптомы рака шейки матки

Одна из проблем, связанных с раком шейки матки – вовремя распознать его симптомы

Лиза
Алла Юганова: «Со мной никому не бывает скучно» Алла Юганова: «Со мной никому не бывает скучно»

Алла Юганова — о том, за что любит профессию и как подчеркнуть женственность

Здоровье
От религиозного уединения до модного отпуска: что такое ретрит и для чего он нужен От религиозного уединения до модного отпуска: что такое ретрит и для чего он нужен

Какие бывают ретриты, в чем их польза для здоровья?

Forbes
Почему мы сожалеем о разводе: 3 основные причины Почему мы сожалеем о разводе: 3 основные причины

Что мешает разведенным людям радоваться новой жизни?

Psychologies
Как прожить горевание и вернуться к жизни: советы себе и окружающим Как прожить горевание и вернуться к жизни: советы себе и окружающим

О чем нам стоит знать, чтобы справиться с проживанием горя?

Psychologies
Лихачева, Сапрыкин, Михайлова — о тревожном мире и неопределенности Лихачева, Сапрыкин, Михайлова — о тревожном мире и неопределенности

Что вызывает тревогу прямо сейчас и можно ли с этим справиться?

РБК
Есть варианты. 10 альтернатив прикроватной тумбочке для маленькой спальни Есть варианты. 10 альтернатив прикроватной тумбочке для маленькой спальни

Прикроватная тумбочка нужна в каждой спальне. Но чем ее можно заменить?

Лиза
Кукла, приятная во всех отношениях Кукла, приятная во всех отношениях

«Барби»: Грета Гервиг монетизирует критику капитализма

Weekend
Надо жить начать обратно: история последнего альбома Nirvana — In Utero Надо жить начать обратно: история последнего альбома Nirvana — In Utero

Рассказываем об альбоме, бесповоротно изменившем рок-музыку

Правила жизни
10 сериалов про российскую глубинку: от Ангарска до Мурманска 10 сериалов про российскую глубинку: от Ангарска до Мурманска

Рассказываем о сериалах про города России, до которых мы сами никогда не доедем

Maxim
Смерть в Венеции: почему «Киллер» — самый невзрачный фильм Дэвида Финчера (но его все равно стоит ждать) Смерть в Венеции: почему «Киллер» — самый невзрачный фильм Дэвида Финчера (но его все равно стоит ждать)

«Киллер» — технически совершенный, но удивительно монотонный фильм Финчера

Правила жизни
Как повысить эффективность обучения: 5 научных методов Как повысить эффективность обучения: 5 научных методов

Как быстрее и эффективнее подготовиться к экзамену или выучить новый язык?

Psychologies
Разумный Макс Разумный Макс

Флагманский кроссовер Chery дебютирует обновленным

Автопилот
Война Алой и Белой розы: из истории термина Война Алой и Белой розы: из истории термина

Как сцена из пьесы стала страницей английской истории

Знание – сила
Сложный выбор Сложный выбор

Седация и наркоз в стоматологии: как выбрать и точно получить безопасное лечение

Лиза
Рустам Айнетдинов: «У образования будущего не будет конечной точки» Рустам Айнетдинов: «У образования будущего не будет конечной точки»

Как нейросети и другие технологии помогут с выбором верного жизненного пути

РБК
Открыть в приложении