Станут ли ближе Дальний Восток и Арктика
Дальний Восток и российская Арктика — особые макрорегионы, имеющие стратегическое значение для Российской Федерации благодаря своему географическому и геополитическому расположению, а также экономическому и ресурсному потенциалу. Задачами государственной политики являются эффективное использование всех имеющихся здесь преимуществ и создание конкурентоспособных условий для развития инвестиций и бизнеса. Это позволяет создавать новые рабочие места, улучшать социальную инфраструктуру и качество жизни людей. Однако имеются факторы, сдерживающие социально-экономическое развитие этих регионов: миграционный отток населения, высокие в сравнении с другими российскими регионами цены, ограниченность жилищной и транспортной доступности. О том, как правительство решает эти проблемы, рассказал министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Увидеть Дальний Восток и Арктику и там остаться
После закрытия европейских границ россияне стали осваивать туристические маршруты в России. Каков сейчас приток туристов на Дальний Восток? И развиваются ли туристические маршруты в Арктике?
Действительно, сначала пандемийные ограничения, а затем нарушения в международной логистике и связях со стороны ряда недружественных стран перенаправили турпоток внутрь страны. Если в период пандемии отмечался серьезный спад количества туристических компаний, работавших по Дальнему Востоку, почти на 40% — с 700 до 400, то в прошлом году, после завершения пандемийного шока, и туристы, и бизнес вернулись к поездкам.
В регионы Дальнего Востока приходят серьезные инвесторы, строящие интересные туристические объекты: это парк «Три вулкана», объединяющий различные природные достопримечательности Камчатки, проекты на Итурупе Курильского архипелага и острове Русском и другие. Эти инвесторы имеют опыт развития туристических проектов в других регионах, в частности на юге, и мы их, конечно, приветствуем.
Сейчас «проснулся» Байкал, который местные жители называют не озером, а пресным морем. Я к великому морю Байкал отношусь с глубочайшим уважением. Он долгие годы не пускал к себе инвесторов — как из-за объективных, так и из-за сверхъестественных факторов. Пояс «Байкальская гавань» много лет стоит в ожидании инвесторов. И сейчас мы видим, что дозрели мощные группы, такие как АФК «Система», чьи способности и компетенции создавать классные туристические проекты не вызывают сомнений.
Что касается Арктики... Согласно представленным на заседании Совета Федерации по вопросам развития Арктики и Антарктики результатам опроса, оказалось, что самая высокая удовлетворенность от поездок — 98% — у туристов, посетивших Заполярье, Арктику. Я подтверждаю на своем субъективном опыте — это уникальные ощущения, это как будто другая планета.
Так что думаю, что Дальний Восток и Арктика будут составлять конкуренцию привычным для нас южным направлениям.
Конечно, во многом росту поездок помогают заранее принятые правительством решения по запуску единой дальневосточной авиакомпании «Аврора», объединившей несколько региональных авиаперевозчиков, а также по субсидированию маршрутов. Сегодня эта группа в 1,5 раза превосходит «Аэрофлот» по количеству обслуживаемых населенных пунктов и маршрутов, имея, таким образом, более диверсифицированный бизнес. Это уникальное авиапредприятие, которое ставит перед собой амбициозные планы и цели. К примеру, в 2022 году авиакомпания планировала перевезти между населенными пунктами Дальнего Востока 250 тысяч пассажиров по социальным тарифам, варьирующимся в диапазоне от 2 до 10 тысяч рублей. Однако этот план был превышен на 45%, и в итоге было перевезено около 330 тысяч пассажиров. Если первоначально мы планировали загрузку рейсов на новых маршрутах на уровне 30 – 40%, то сейчас этот показатель очень быстро достигает 90%. Здесь тот случай, когда предложение рождает спрос. Поэтому, немного осмелев, мы даже рискнули открыть два маршрута в населенные пункты, о которых некоторые россияне, возможно, не слышали: были запущены рейсы из Магадана в поселок Кепервеем на Чукотке, аэродром которого связан с портом Певек, и из Хабаровска в село Амурзет в Еврейской автономной области.