Дерьмово выглядишь
Как и зачем животные и растения притворяются экскрементами
Представьте себя птичкой из тропического леса. Целыми днями вы снуете в кронах деревьев, выискивая насекомых и другую мелкую добычу. Неожиданно краем глаза вы замечаете движение. На ветке шевельнулся кто-то небольшой и вкусный?! Но повернувшись к потенциальной жертве, вы видите только прилипший к коре потек птичьего помета. Разочаровавшись, вы улетаете прочь. А «помет» встает и уходит по своим делам, потому что все это время он был пауком, который обманул вас отличной маскировкой.
Похожие сцены происходят в дикой природе каждый день. Десятки видов животных научились спасаться от хищников, притворяясь кучкой экскрементов. А иногда помет имитируют и растения, уже с другими целями. Давайте разберемся, как им всем это удается.
Странный камуфляж
Эволюция создала множество разнообразных способов защититься от хищников с помощью покровительственной окраски и мимикрии. Одни животные избегают опасных взглядов, сливаясь с фоном или становясь прозрачными; другие сбивают врагов с толку контрастной расцветкой или фальшивыми глазами на затылке или крыльях; третьи подражают представителям ядовитых или хорошо вооруженных видов. Но одним из самых эффективных методов маскировки зоологи считают имитацию несъедобных для хищников объектов: веток, листьев, камней. Чтобы найти замаскированное таким образом животное, требуется на 300 процентов больше времени, чем если бы оно было без камуфляжа.
Экскременты тоже малосъедобны. По крайней мере, хищники их, за редкими исключениями, не едят, а специалисты по питанию этой субстанцией, такие как навозные жуки, опасности для других животных не представляют. Поэтому неудивительно, что многие животные притворяются пометом. Правда, все они выбирают один конкретный его вид — птичий. Дело в том, что испражнения птиц часто встречаются в природе, хорошо заметны и легко запоминаются благодаря контрастной бело-коричневой расцветке. А еще они регулярно остаются на поверхности листьев, ветвей и стволов, что делает их идеальной моделью для древесных животных. Помет других животных менее яркий и обладает более плотной консистенцией, так что не оставляет столь заметных следов на поверхностях. Вдобавок, он, как правило, заканчивает свой путь на земле, где и без того достаточно объектов для мимикрии, например, опавших листьев и камней.
Однако притворяться птичьим пометом дано не всем. Для этого нужно обладать определенными предрасположенностями. Обычно экскрементам подражают относительно мелкие существа с компактным телом без шерсти и перьев. Всем этим условиям удовлетворяют, например, мелкие бесхвостые амфибии.
Квазифекалии
Небольшая лягушка, прижавшаяся к субстрату и спрятавшая ноги под тело, по форме уже немного напоминает маленькую кучку помета. А если ее кожа окрашена в желтовато-коричневые или беловато-черные цвета и покрыта мелкими бугорками, то сходство станет почти совершенным. Чтобы убедиться в этом, просто взгляните на веслоногую лягушку Theloderma asperum, которая обитает на деревьях в джунглях Юго-Восточной Азии и дорастает всего до трех сантиметров в длину.
Большинство видов лягушек из рода телодерм (их еще называют бородавчатыми веслоногами или дупляными лягушками) окраской и текстурой кожи имитируют древесную кору или клочки мха и лишайника. Но некоторые из них вместо этого успешно притворяются птичьим пометом. Помимо T. asperum, аналогичную адаптацию выработали, например, T. moloch и T. albopunctatum. А в джунглях Южной Америки аналогичный вид маскировки независимо приобрела квакша Dendropsophus marmoratus. Она тоже дорастает всего до 3,5–5 сантиметров, что соответствует размерам средней кучки птичьих экскрементов.
Самый свежий пример такого рода герпетологи описали совсем недавно. Весной этого года в тропических лесах Новой Гвинеи открыли новый вид квакш, который получил название Litoria naispela. Икра и головастики этих амфибий развиваются в заполненных водой дуплах. Птицы часто пьют из таких дупел и вполне могут склевать лягушонка, который недавно отрастил ноги и собирается выбраться в большой мир. Чтобы не стать жертвой хищников, юные квакши обзаводятся беловато-коричневой окраской, которая делает их похожими на птичью кучку. Когда лягушонок подрастет и станет достаточно крупным, чтобы не опасаться нападений большинства пернатых, он приобретет взрослую зеленую окраску с черными и белыми отметинами.
Очень неаппетитные гусеницы
Мимикрия под помет птиц также широко распространена среди дневных и ночных бабочек. Она неоднократно и независимо появлялась в разных семействах чешуекрылых. Это неудивительно, ведь гусеницам бабочек не нужно прилагать много усилий, чтобы использовать подобную маскировку. По форме они и так напоминают экскременты, так что им достаточно приобрести соответствующую расцветку и немного поработать над текстурой.
Например, этого способа защиты от хищников придерживаются гусеницы североамериканских парусников Papilio cresphontes. Имаго этого вида — очень крупные бабочки черного цвета с желтыми полосами. А вот их личинки на первый взгляд неотличимы от птичьих испражнений: они желтовато-коричневые с белым кончиком и к тому же влажно поблескивают. Большинство насекомоядных животных пройдут мимо такой гусеницы, даже если она лежит на поверхности у всех на виду. А если кто-то все-таки распознает обман и приблизится к будущему паруснику, тот выпустит из переднегрудного сегмента дурно пахнущие ярко-красные рожки (они называются осметрием, или вилкообразной железой) и отгонит врага. Аналогичную стратегию используют гусеницы близкого вида бабочек-парусников P. rumiko.
Подражающие помету гусеницы есть и в других семействах дневных бабочек. В качестве примера можно назвать североамериканскую нимфалиду Limenitis archippus. Интересно, что имаго у них мимикрируют под знаменитых монархов (Danaus plexippus). Оба вида неприятны на вкус, так что это пример мюллеровской мимикрии.