Байки из мавзолея
«Вселенная Стивена Кинга»: все, что мы и так знаем о мастере ужасов,— и не более
В прокат выходит «Вселенная Стивена Кинга», документальное путешествие по экранизациям писателя, в котором режиссеры и другие кинематографисты делятся соображениями о его творчестве и историями со съемок — соображениями, к сожалению, слишком общими и историями слишком расхожими.
За почти полвека по романам, повестям и рассказам Стивена Кинга сняли больше 300 фильмов и сериалов. Это действительно целая вселенная — даже в безоценочном смысле, хотя в локализованном заглавии фильма француженки Дафны Бевир заложен легкий трепет, с которым принято говорить об уроженце Портленда, штат Мэн. В случае такой многообещающей вывески, конечно, важна не только интонация, но и ракурс, и выбор работ, и особенно — спикеров, которые будут оттенять эффектные эпизоды из знаковых и не очень проектов.
Спойлер: фанатам Кинга можно не беспокоиться — едва ли «Вселенная» сообщит им что-нибудь новое. Разве что пару интересных фактов: мол, топор пожарного из финала «1408» (2007) — тот самый, что использовал на съемках «Сияния» (1980) Джек Николсон, а концовка «Мглы» (2007), которую придумал Фрэнк Дарабонт, заставила писателя сожалеть, что не он догадался до такого финала. Фильму Бевир больше подошло бы название «Мифология Стивена Кинга» — столько баек и расхожих мнений о нем вспоминают режиссеры, продюсеры и композиторы за 105 минут.
Оригинальный титр, впрочем, куда точнее: «Кинг на экране» («King On Screen»). Если не отвлекаться на избитый каламбур в сторону «королевской» фамилии, это название предупреждает, что почти два часа зрителей ждет бесконечное перечисление. Все начнется с «Кэрри» (1976) Брайана Де Пальмы, затем будет продолжительная остановка в районе «Сияния» Кубрика, которое писатель возненавидел, следом «Мизери» (1990), после чего экраном надолго завладеет Фрэнк Дарабонт, режиссер «Побега из Шоушенка» (1994), «Зеленой мили» (2001) и «Мглы», а под конец неожиданно вспомнят Джорджа А. Ромеро, снявшего Кинга в «Рыцарях-наездниках» (1981), написавшего с ним первый «Калейдоскоп ужасов» (1982) и экранизировавшего «Темную половину» (1992).