Электрический ключ к прекрасному
Ученые Института эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова РАН и сотрудники Русского музея исследуют нейрофизиологические механизмы восприятия произведений живописи. На данном этапе их цель — распознать, какие биоэлектрические процессы идут в мозге художника в момент создания картины и что происходит в мозге людей, созерцающих произведение искусства.
Врубель, шлем и провода
Двое мужчин в черных прорезиненных сетчатых шлемах, соединенных проводками с прибором на груди и ноутбуком за спиной, с компьютерной мышью в руках стоят у картин Врубеля в Русском музее. Пока они созерцают прекрасное, под их шлемами идут биоэлектрические процессы, которые фиксируют электроэнцефалографы. Так со стороны выглядит научный эксперимент в рамках культурно-научного проекта по нейроэстетике, о котором договорились в январе прошлого года Государственный Русский музей и ученые из ИЭФБ РАН.
«Если говорить простым языком, задачи исследования — понять, как именно наш мозг воспринимает произведения искусства, какие механизмы лежат в основе эстетических переживаний человека в такие моменты,— говорит директор ИЭФБ член-корреспондент РАН Михаил Фирсов.— Восприятие, обработка и оценка прекрасного тесно связаны с особенностями работы наших сенсорных систем, с одной стороны, биологических, с другой — когнитивных и метакогнитивных потребностей и способностей. Это исследование важно для развития фундаментальных представлений о биологических основах человеческой психики и их эволюции»,
Особая ценность подобных исследований состоит в том, что они проводятся не только в лаборатории, но и, как говорят ученые, in situ, в «естественной среде»: в залах музеев и в художественных мастерских. Ведь ученым хорошо известно, что человек оценивает произведения искусства в музее иначе, чем в лабораторных условиях. Всего в эксперименте на базе художественных экспозиций приняли участие более 100 человек. А начиналось все с исследования нейрофизиологических характеристик творчества в мастерских художников.
Первыми «подопытными» тогда согласились стать пять петербургских художников. Для того чтобы ученые поняли, что происходит в их мозге во время написания с нуля задуманной картины, каждый из них трудился над своим произведением в мастерской под контролем ученых, снимавших с помощью приборов сигналы головного мозга художника. Эти многочасовые исследования пока продолжаются. По плану, наука должна получить нейрофизиологическое описание разных стадий художественного творчества — от задумки художником сюжета, композиции и эскизирования до финальной реализации своего произведения в цвете.
«Это был очень новый, интересный и одновременно сложный опыт. Экипированный специальным оборудованием, я рисовал картины больше пяти часов, мои коллеги чуть меньше, но работали мы по-настоящему. Одновременно с нашими действиями считывались сигналы мозга во время разных стадий рисования, которые ученые хотят научиться различать. А там был и творческий ступор — почти паника от того, что процесс, над которым ты долго и тяжело трудился, зашел в тупик. И прорыв, воодушевление — когда наконец удавалось довести произведение до задуманного. Мы создали немало хороших картин за время нашего эксперимента и, к слову сказать, они вызывают интерес у понимающих в искусстве людей и пользуются спросом»,— говорит участник исследования и соучредитель петербургской «Мансарды художников» Юрий Потапов.
Музейная энцефалография
В прошлом году автор и инициатор исследования — ведущий научный сотрудник ИЭФБ, кандидат биологических наук Наталья Шемякина, заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея» Светлана Бирюкова и художник Юрий Потапов привлекли в проект в качестве зрителей более сотни волонтеров разных возрастных групп, от 18 до 70 лет, с разнообразным художественным опытом.
Пилотное исследование проходило в Новосибирске на выставке наивного искусства арт-группы СНЕГ, там участниками стали 35 волонтеров в возрасте от 18 до 45 лет. Затем работа продолжилась в Санкт-Петербурге в Русском музее, где в исследованиях приняли участие 65 человек, включая волонтеров в возрасте 50–70 лет. Целью этого направления исследований была фиксация нейрофизиологических характеристик восприятия, обработки и эстетической оценки произведений живописи разных стилей и жанров людьми разных возрастов и степени вовлеченности в искусство. Участники экспериментов свободно перемещались по экспозициям музея. На голове у каждого из них тоже был надет прорезиненный шлем с электродами, на груди крепился сам электроэнцефалографический прибор, на плече — регистрирующая и синхронизованная с ЭЭГ видеокамера, за плечами — регистрирующий компьютер, в руках — кнопкаотметчик событий. Волонтеры нажимали эту кнопку всякий раз, фиксируя новый этап своих действий. Например, когда начинали рассматривать и изучать произведение живописи или