Михаил Цитриняк о том, сколь творчество А.С. Пушкина созвучно нынешним временам

Знание – силаКультура

«Евгений Онегин» и «Онегин-блюз»

Об Александре Сергеевиче Пушкине, 225-летие которого отмечалось в прошлом месяце, о том, сколь творчество великого поэта созвучно нынешним временам и как может приобщаться к нему современный театр, мы говорим с театральным режиссером Михаилом Цитриняком.

Беседовал Игорь Харичев

«Знание – сила»: Михаил Григорьевич, 6 июня исполнилось 225 лет со дня рождения Пушкина. Вы прикоснулись к творчеству Александра Сергеевича, поставив спектакль «Онегин-блюз»1. Это случилось в 2018 году. Спектакль идет до сих пор, и билеты на него купить нелегко. Мы побывали на этом спектакле, и он нам понравился. Пушкин и блюз органично соединились. Правда, на саксофоне играл не Игорь Бутман, как было первое время, а Вероника Кожухарова, но она тоже прекрасный музыкант. Как возникла идея такого соединения пушкинского текста с блюзом? (Хотя там звучит и классическая музыка в исполнении струнного квартета). Почему Пушкин? Это случайно? Или все-таки это некая закономерность для вас?

Михаил Цитриняк: Как это часто бывает – случайность. Известный актер Алексей Гуськов предложил мне встретиться с ним и Игорем Бутманом, чтобы обсудить одну идею, которая у них появилась. Мы встретились в офисе у Бутмана. Алексей говорит: знаешь, я на творческих вечерах часто читаю стихи Пушкина, отрывки из «Евгения Онегина», и вижу, с каким напряжением зрительный зал слушает. Кроме того, играю в спектакле Римаса Туминаса «Евгений Онегин» у нас в Вахтанговском, там тоже очень теплая реакция зала. Может быть, нам что-то сделать по Пушкину? Я смотрю на него, на Игоря Бутмана, говорю: если речь идет о варианте, когда один читает, а другой играет, при этом актер, читая, мешает музыканту играть, а музыкант мешает ему читать – то это не для меня. (Прошу прощения у всех, кто ровно так и делает). Это самый простой вариант: вроде как интеллигентно читаем Пушкина или там неважно кого, и, параллельно, интеллигентненько что-нибудь играем… Мне не нравилось, как это происходило у Михаила Казакова, скажем. Мне очень нравилось, как читает Казаков, нравилось, как играет великий Алексей Козлов, а позже – Игорь Бутман. Но я не видел за этим выстроенного смыслового ряда. И, если что-то делать по Пушкину, надо делать спектакль. Смотрю на Бутмана. Он говорит: ты на меня смотришь и думаешь: зачем здесь саксофон? Я в ответ: Игорь, ты сам озвучил мою мысль. Давайте сделаем так – если я пойму, зачем здесь саксофон, то мы будем работать. Я сейчас выпускаю спектакль, дел хватает, но обещаю – буду думать. Когда что-то придумаю, мы созвонимся. Но уже по пути домой я понял, что саксофон – это некий контрапункт. Если будет саксофон, должна звучать классическая музыка. Поскольку Онегин являлся неким контрапунктом своему обществу. Он раздражал, он был вроде как инородным телом. Между прочим, и поэт является часто неким раздражителем для общества. На мой взгляд, лучшие строки Валерия Брюсова – «Художник быть не может не пророком…»2 Хотя у Брюсова, на мой взгляд, трудно найти удачные строки, но, скажу, что «рабство с творчеством согласовать нельзя» – абсолютно точно сказано. Вообще это стихотворение прекрасно. Так вот, художник быть не может не пророком, это великая правда, сформулированная поэтом. Поэт – либо пророк, либо он, увы, средний поэт. А поскольку мы о Пушкине сейчас говорим, то это настоящий пророк. Бывают, конечно, пророки и не только среди поэтов. Скажем, Жванецкий, который, впрочем, на мой взгляд, тоже был поэтом.

1. Спектакль «Онегин-блюз» выпущен при поддержке Театрального агентства Арт-Партнер, продюсер Леонид Роберман.
2. «Художник быть не может не пророком, И рабство с творчеством согласовать нельзя! Кто не прошел пустынь в томленьи одиноком, Не знает, где лежит святой мечты стезя!» Валерий Брюсов. «Замкнутые», 1901 год.

Короче говоря, я изначально понял, что если саксофон – контрапункт, значит, нужны классические музыканты. И, если в качестве контрапункта взят духовой инструмент, то там, естественно, должны быть струнные. Классическая музыка и джазовая музыка должны как-то соревноваться. Должны звучать в одном спектакле по отдельности, но иногда сходиться. Как у Пушкина? «Они сошлись – волна и камень, // Стихи и проза, лед и пламень…» Это должно быть и в постановке. Значит, нужна инсценировка. Всегда нужна инсценировка. Римас Владимирович Туминас говорил мне: зачем тебе инсценировка? Берешь и ставишь. Я отвечал: знаете, Римас Владимирович, я такой консервативный парень, я так не умею, чтобы брать и ставить. Я готовлюсь долго, не могу, как некоторые, которые по 3–4 спектакля в год выпускать: больше одного спектакля в год не ставлю. После выпуска я еще долго в себя прихожу… Короче, я начал готовиться к «Онегин-блюзу». Для меня важен был следующий вопрос: когда Александр Сергеевич писал, он не предполагал, что когда-то там, через уйму лет, какой-то Михаил Цитриняк будет ставить спектакль. Он писал себе и писал, и написал кучу пророческих предсказаний, сформулировал нашу жизнь. Да, там на все времена есть предсказания. Пушкин смог сегодняшний день сформулировать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Отставка Отставка

От заседания Президиума ЦК 13 и 14 октября 1964 г. осталась протокольная запись

Дилетант
Философия библиотеки Философия библиотеки

Библиотека – в чем ее высшее назначение и сакральный смысл?

Знание – сила
Как предотвратить измену в молодом, среднем и зрелом возрасте? Как предотвратить измену в молодом, среднем и зрелом возрасте?

Что толкает нас за пределы пары и можно ли избежать неверности?

Psychologies
Ерундопель Ерундопель

Салат с забавным названием, придуманный литературным героем

КАНТРИ Русская азбука
Что такое добрачное консультирование и как оно поможет вам построить идеальные отношения Что такое добрачное консультирование и как оно поможет вам построить идеальные отношения

На какие вопросы добрачное консультирование помогает найти ответы?

Psychologies
Треугольник Карпмана в психологии: роли, примеры и пути выхода из деструктивных отношений Треугольник Карпмана в психологии: роли, примеры и пути выхода из деструктивных отношений

Как работает треугольник Карпмана в отношениях и как из него выйти?

Psychologies
Достоевский на улице Сезам Достоевский на улице Сезам

«Эрик»: Бенедикт Камбербэтч в Нью-Йорке 1980-х

Weekend
Ксения Трейстер: «Я знала, что за меня никто не попросит, поэтому однажды попросила за себя сама» Ксения Трейстер: «Я знала, что за меня никто не попросит, поэтому однажды попросила за себя сама»

Римас Владимирович, посмотрите меня! Наташа Ростова — это я!

Караван историй
Грамотный подход Грамотный подход

Об особенностях яхтенного детейлинга в беседе с Александром Трощинко

Y Magazine
Имитирующий мышцы спины экзоскелет снизит нагрузку на позвоночник при поднятии тяжестей Имитирующий мышцы спины экзоскелет снизит нагрузку на позвоночник при поднятии тяжестей

Инженеры разработали экзоскелет, предназначенный для снижения риска травм спины

N+1
Дом у моря Дом у моря

Белоснежная вилла для летнего отдыха, со всех сторон открытая к морю

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Вот это поворот Вот это поворот

Ищем (и находим) новую профессию в любом возрасте

VOICE
Недетские вопросы: чему равняется масса облака, и почему оно не падает на Землю? Недетские вопросы: чему равняется масса облака, и почему оно не падает на Землю?

Если облака такие тяжелые, почему они не падают на Землю?

ТехИнсайдер
Оливье Оливье

Оливье в Советском Союзе прижился и вскоре прочно закрепился в новогодних меню

КАНТРИ Русская азбука
Хичкоковщина с бесовщинкой Хичкоковщина с бесовщинкой

Каким был мастер саспенса Альфред Хичкок вне съемочной площадки?

P.I.C. Partner In Crime
Дайте два. Как провести лето, чтобы отдохнуть Дайте два. Как провести лето, чтобы отдохнуть

После отдыха летом нужен еще один отдых... Как это исправить?

Новый очаг
«Девственницы-самоубийцы» по-питерски: как три сестры стали жертвами культа «Девственницы-самоубийцы» по-питерски: как три сестры стали жертвами культа

Как понять, что ваш близкий стал членом культа

Psychologies
Жаркое по-домашнему Жаркое по-домашнему

Кушанье назвали жар-блюдом, поскольку готовится оно на открытом огне

КАНТРИ Русская азбука
Что нам зной Что нам зной

Это только кажется, что летом организму комфортнее, чем зимой

Лиза
Революционный порядок и безопасность Революционный порядок и безопасность

Полномочия органов ОГПУ неуклонно расширялись...

Дилетант
Спасибо, нет! Спасибо, нет!

Отказываем в неудобных просьбах без чувства вины

Лиза
От смартфона к суперкару: как бренды электроники создают свои автомобили От смартфона к суперкару: как бренды электроники создают свои автомобили

Все чаще появляются электромобили от именитых производителей электроники

Maxim
Похититель молодости: как синий свет гаджетов портит нашу кожу Похититель молодости: как синий свет гаджетов портит нашу кожу

Как синий свет провоцирует цифровое старение

ТехИнсайдер
Робособаку с пылесосом на спине научили собирать окурки Робособаку с пылесосом на спине научили собирать окурки

Робособака пылесосит землю ногами!

N+1
Гений места Гений места

Настоящие фанаты городов, которые открывают их и для себя, и для других

Новый очаг
Сон в летнюю ночь. Сколько надо спать и как всегда высыпаться Сон в летнюю ночь. Сколько надо спать и как всегда высыпаться

Сколько опасностей таит в себе, на первый взгляд, безобидная бессонница?

Лиза
Почему женщины убивают Почему женщины убивают

«Одержимая»: хоррор-драма про ужасы дремучего патриархата

Weekend
Вaренье из сосновых шишек Вaренье из сосновых шишек

Питаться шишками каждый день не будешь, но иногда – в самый раз!

КАНТРИ Русская азбука
Почему «счастливые часов не наблюдают»? Так работает мозг Почему «счастливые часов не наблюдают»? Так работает мозг

Увеличение нашей активности влияет на то, как наш мозг отсчитывает время

ТехИнсайдер
Блины Блины

Блины для нас – это и наше солнце, и целая Вселенная

КАНТРИ Русская азбука
Открыть в приложении