Михаил Цитриняк о том, сколь творчество А.С. Пушкина созвучно нынешним временам

Знание – силаКультура

«Евгений Онегин» и «Онегин-блюз»

Об Александре Сергеевиче Пушкине, 225-летие которого отмечалось в прошлом месяце, о том, сколь творчество великого поэта созвучно нынешним временам и как может приобщаться к нему современный театр, мы говорим с театральным режиссером Михаилом Цитриняком.

Беседовал Игорь Харичев

«Знание – сила»: Михаил Григорьевич, 6 июня исполнилось 225 лет со дня рождения Пушкина. Вы прикоснулись к творчеству Александра Сергеевича, поставив спектакль «Онегин-блюз»1. Это случилось в 2018 году. Спектакль идет до сих пор, и билеты на него купить нелегко. Мы побывали на этом спектакле, и он нам понравился. Пушкин и блюз органично соединились. Правда, на саксофоне играл не Игорь Бутман, как было первое время, а Вероника Кожухарова, но она тоже прекрасный музыкант. Как возникла идея такого соединения пушкинского текста с блюзом? (Хотя там звучит и классическая музыка в исполнении струнного квартета). Почему Пушкин? Это случайно? Или все-таки это некая закономерность для вас?

Михаил Цитриняк: Как это часто бывает – случайность. Известный актер Алексей Гуськов предложил мне встретиться с ним и Игорем Бутманом, чтобы обсудить одну идею, которая у них появилась. Мы встретились в офисе у Бутмана. Алексей говорит: знаешь, я на творческих вечерах часто читаю стихи Пушкина, отрывки из «Евгения Онегина», и вижу, с каким напряжением зрительный зал слушает. Кроме того, играю в спектакле Римаса Туминаса «Евгений Онегин» у нас в Вахтанговском, там тоже очень теплая реакция зала. Может быть, нам что-то сделать по Пушкину? Я смотрю на него, на Игоря Бутмана, говорю: если речь идет о варианте, когда один читает, а другой играет, при этом актер, читая, мешает музыканту играть, а музыкант мешает ему читать – то это не для меня. (Прошу прощения у всех, кто ровно так и делает). Это самый простой вариант: вроде как интеллигентно читаем Пушкина или там неважно кого, и, параллельно, интеллигентненько что-нибудь играем… Мне не нравилось, как это происходило у Михаила Казакова, скажем. Мне очень нравилось, как читает Казаков, нравилось, как играет великий Алексей Козлов, а позже – Игорь Бутман. Но я не видел за этим выстроенного смыслового ряда. И, если что-то делать по Пушкину, надо делать спектакль. Смотрю на Бутмана. Он говорит: ты на меня смотришь и думаешь: зачем здесь саксофон? Я в ответ: Игорь, ты сам озвучил мою мысль. Давайте сделаем так – если я пойму, зачем здесь саксофон, то мы будем работать. Я сейчас выпускаю спектакль, дел хватает, но обещаю – буду думать. Когда что-то придумаю, мы созвонимся. Но уже по пути домой я понял, что саксофон – это некий контрапункт. Если будет саксофон, должна звучать классическая музыка. Поскольку Онегин являлся неким контрапунктом своему обществу. Он раздражал, он был вроде как инородным телом. Между прочим, и поэт является часто неким раздражителем для общества. На мой взгляд, лучшие строки Валерия Брюсова – «Художник быть не может не пророком…»2 Хотя у Брюсова, на мой взгляд, трудно найти удачные строки, но, скажу, что «рабство с творчеством согласовать нельзя» – абсолютно точно сказано. Вообще это стихотворение прекрасно. Так вот, художник быть не может не пророком, это великая правда, сформулированная поэтом. Поэт – либо пророк, либо он, увы, средний поэт. А поскольку мы о Пушкине сейчас говорим, то это настоящий пророк. Бывают, конечно, пророки и не только среди поэтов. Скажем, Жванецкий, который, впрочем, на мой взгляд, тоже был поэтом.

1. Спектакль «Онегин-блюз» выпущен при поддержке Театрального агентства Арт-Партнер, продюсер Леонид Роберман.
2. «Художник быть не может не пророком, И рабство с творчеством согласовать нельзя! Кто не прошел пустынь в томленьи одиноком, Не знает, где лежит святой мечты стезя!» Валерий Брюсов. «Замкнутые», 1901 год.

Короче говоря, я изначально понял, что если саксофон – контрапункт, значит, нужны классические музыканты. И, если в качестве контрапункта взят духовой инструмент, то там, естественно, должны быть струнные. Классическая музыка и джазовая музыка должны как-то соревноваться. Должны звучать в одном спектакле по отдельности, но иногда сходиться. Как у Пушкина? «Они сошлись – волна и камень, // Стихи и проза, лед и пламень…» Это должно быть и в постановке. Значит, нужна инсценировка. Всегда нужна инсценировка. Римас Владимирович Туминас говорил мне: зачем тебе инсценировка? Берешь и ставишь. Я отвечал: знаете, Римас Владимирович, я такой консервативный парень, я так не умею, чтобы брать и ставить. Я готовлюсь долго, не могу, как некоторые, которые по 3–4 спектакля в год выпускать: больше одного спектакля в год не ставлю. После выпуска я еще долго в себя прихожу… Короче, я начал готовиться к «Онегин-блюзу». Для меня важен был следующий вопрос: когда Александр Сергеевич писал, он не предполагал, что когда-то там, через уйму лет, какой-то Михаил Цитриняк будет ставить спектакль. Он писал себе и писал, и написал кучу пророческих предсказаний, сформулировал нашу жизнь. Да, там на все времена есть предсказания. Пушкин смог сегодняшний день сформулировать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бессмертие «цзы» Бессмертие «цзы»

Иероглифы в Поднебесной всегда воспринимались как нечто священное

Знание – сила
«Художества и науки» в Петербургской Академии наук 1724—1803 «Художества и науки» в Петербургской Академии наук 1724—1803

О появлении современной науки: Великая дивергенция и благотворное влияние церкви

Знание – сила
Владимир Лифшиц Владимир Лифшиц

Биография Владимира Лифшица дает ответ на мучительные вопросы современности

Дилетант
«Презренный человек» «Презренный человек»

Эта статья была опубликована в газете «Правда» 24 августа 1940 года без подписи

Дилетант
Кто кончил жизнь трагически — тот истинный… гений математики Кто кончил жизнь трагически — тот истинный… гений математики

Зебулон Пинето — герой-математик с невероятной судьбой

Дилетант
Летние опыты Летние опыты

Спортивная активность летом: не будем пренебрегать мерами предосторожности

Лиза
Сухарно-судебная драма Сухарно-судебная драма

На протяжении двух недель Петербургский окружной суд ломился от светской публики

Дилетант
Державинские «университеты» Державинские «университеты»

«Нравом и обычаем каторжник, а познаниями невежда», – так был наречен Иосиф Розе

Знание – сила
Зачем императору резец? Зачем императору резец?

История ученической гравюры императора Николая Павловича

Дилетант
Генная терапия: встречайте лекарства будущего Генная терапия: встречайте лекарства будущего

Насколько мы близки к победе над «плохой генетикой»?

Монокль
Идея: худеем! Идея: худеем!

3 полезные диеты для здоровья. Выбери свою!

Лиза
«Дела» врачей «Дела» врачей

Есть ли кто ближе к телу правителя, чем личный врач?

Дилетант
Как стеклышко Как стеклышко

Заготовки летом. Как стерилизовать стеклянную тару в микроволновке?

Лиза
Юбилеи круглые и не очень Юбилеи круглые и не очень

Кубик, змейка, шар, сварка в космосе и другие июльские события разных лет

Знание – сила
«Свободная Франция» против Виши «Свободная Франция» против Виши

Как почтовые марки стали одним орудием борьбы «Свободной Франции» и режима Виши

Дилетант
Оттенки неба Оттенки неба

Существует ли преломление воздуха? Откуда ночью синева и даже желтые оттенки?

Знание – сила
Финикийцы Азиатского материка Финикийцы Азиатского материка

Как согдийцам суждено было сыграть блестящую роль в формировании письменностей

Знание – сила
Мучительно неточная Мучительно неточная

«Объясни мне, любовь»: Маргарете фон Тротта об Ингеборг Бахман

Weekend
После Ленина: гибель левой оппозиции После Ленина: гибель левой оппозиции

Как соратники тяжело больного Ленина начали ожесточённую борьбу за власть

Дилетант
Загадочный конверт Загадочный конверт

Александр Бекзадян вел себя все менее и менее осмотрительно...

Дилетант
Мир до Александра. Путешествие начинается… Мир до Александра. Путешествие начинается…

Древний мир, каким его знали греки в канун рождения македонского царевича

Знание – сила
От commodities к брендам От commodities к брендам

Как расширить присутствие российской продукции на внешних рынках

Агроинвестор
Истории со вкусом и запахом Истории со вкусом и запахом

Воспоминания детства. Возможно, это именно то, что мы называем ароматом времени

Знание – сила
Западная Сибирь: Космическое путешествие Западная Сибирь: Космическое путешествие

Попасть на другую планету, не покидая свою? Легко!

Цифровой океан
Город без плана Город без плана

Новосибирск: конторы, фавелы и оперный театр

Weekend
Камерный завод Камерный завод

Репортаж с производства комплексов видеофиксации

Цифровой океан
Ушастая радость Ушастая радость

4 мифа о декоративных кроликах

Лиза
Как нравиться людям Как нравиться людям

12 шагов, чтобы стать приятным собеседником

Лиза
Хьюстон, у нас дилемма Хьюстон, у нас дилемма

Алгоритмический рецепт победы, когда все играют против всех

Цифровой океан
Блокчейн при галстуке Блокчейн при галстуке

Цифровые финансовые активы в оценках бизнесменов-практиков

Цифровой океан
Открыть в приложении