Война глазами одной из 200 девушек комсомолок-добровольцев

Знание – силаИстория

Стать девушке солдатом на войне…

Мануэлла Дмитриева

Я родилась 26 июня 1926 года в Ялте. Туда мои родители приехали из Москвы, чтобы меня родить. По рассказам мамы, я родилась очень крупным ребенком. Я предполагаю, что мое рождение в благоприятных условиях и то, что в раннем детстве из инфекционных болезней я болела только корью, эта одна из причин моего нынешнего долголетия и светлой головы.

Моя мама, Юрьева Анна Ивановна, родилась 10 января 1904 года в Саратове в семье рабочего на Нобелевских складах. После революции мама окончила рабфак химического факультета МГУ, а затем в 1936 году и химфак. Папа, Татьянин Арнольд Рахмильевич, родился 25 января 1899 года в Одессе в семье ученого-экономиста, будущего профессора института им. Плеханова, Вейцмана Рахмиля Яковлевича. В 1934 году папа закончил химический факультет МГУ. Был учеником академика Зелинского.

Во время Великой Отечественной войны мои родители оставались в Москве, папа занимался строительством заградительных сооружений, разрабатывал на Витаминном заводе технологические процессы изготовления витаминов для фронта, написал в 1944 году книгу «Производство витамина D», награжден орденом «Знак Почета». Мама в годы войны работала в танковой промышленности и была куратором Нижнетагильского танкового завода. Оба родителя были награждены медалью «За оборону Москвы». Папа умер 16.01.1956 года, а мама – 16.10.1977‑го.

Из раннего детства до школы очень хорошо помню детский сад МГУ, который находился напротив Зоологического музея. Окна детского сада выходили на улицу Герцена и на улицу Грановского. Также очень хорошо помню, как папа или мама брали меня на занятия. Папа сажал меня за лабораторный стол, где находились колбы и горелки, давал мне лист бумаги и карандаши, чтобы я рисовала и не мешала студентам выполнять свою работу. А мама приводила меня в класс рабфака, который был в полуподвальном помещении химфака, и просила продемонстрировать мои «познания в химии» ее сокурсникам, тетям и дядям. Я с удовольствием на доске писала «Н2О». Также мне была знакома большая химическая аудитория амфитеатром, где я была свидетелем бурных дебатов студентов. Так что МГУ для меня с самого раннего детства был родным домом. В ХХ веке в моей семье было четыре выпускника МГУ: два химика (папа и мама), один радиофизик (я) и один кристаллограф, окончивший геологический факультет (моя старшая дочь).

В школу я пошла в 1934 году. В первом классе я училась в школе на Никитской, напротив памятника Тимирязеву. Второй класс проходил в школе, которая располагалась на Малой Никитской «в доме графа Ростова», описанном Львом Толстым в романе «Война и мир». В 1934 году на Малой Бронной была построена напротив нынешнего театра «На М. Бронной» школа № 123. Семилетку с хорошими оценками я закончила до 22 июня 1941 года. А 26 июня 1941‑го мне исполнилось 15 лет, и началась новая жизнь. Аттестат об окончании семилетки мама мне прислала в Андижан, куда я с сестрой была эвакуирована в августе 1941‑го.

Об эвакуации стоит рассказать особо. Мой дядя Серов Федор Зиновьевич работал в Наркомате путей сообщения. У него с моей тетей Асей – Серовой Анны Ивановной – было четверо детей: Аля – 12 лет, Вадик – 9 лет, Лора – 5 лет и годовалый Сережа. В июле 1941 года в Москве начались интенсивные бомбардировки, и нам приходилось все время бегать в бомбоубежище. Правительством было принято решение об эвакуации детей из Москвы. Дядя Федя решил отправить семью в город Андижан, так как там служил младший брат моей мамы и тети Аси – Сутягинский Андрей Иванович. Он служил в полку дальнобойной артиллерии в звании капитана. У него с женой, тетей Катей – Цаплиной Екатериной Яковлевной, – в то время было двое детей: Ростислав (Славик) – 9 лет и Таня – 3 года. Дяде Феде как железнодорожнику предоставили одно купе в мягком вагоне пассажирского поезда. Поэтому было принято совместное решение двух семейств, чтобы нас с сестрой тоже отправить с тетей Асей и ее детьми в Андижан. Ехали мы долго, не помню уж сколько, с пересадкой в Ташкенте.

По приезде в Андижан я прежде всего записалась в библиотеку. До 1‑го сентября я успела прочесть «Войну и мир» Л. Н. Толстого. Надо сказать, что, начиная с 3‑го класса, я стала самостоятельно много читать. В моей семье была достаточно большая библиотека, в том числе БСЭ 1‑е издание. Мои родители приложили достаточно много сил, чтобы я научилась читать и писать. Они постоянно выписывали газеты «Известия», «Правда» «Пионерская правда», журналы «Мурзилка», «Наука и жизнь», «Роман-газета», «Техника молодежи», «Пионер». И эту традицию я сохранила до сих пор. Так как я много лет веду статистику прочитанного, то было установлено, что, начиная с 1947 года, я прочитывала от 90 до 110 книг в год. Предполагаю, что это еще один фактор, повлиявший на мое долголетие и ясную голову.

В ноябре 1941‑го меня приняли в комсомол. Не буду перечислять всего, что нам пришлось пережить, как страстно хотели вернуться в Москву. Это отдельная тема. Но в то время все помыслы были связаны с пониманием, что я должна быть на фронте. Это сознание и чувства были присущи нашему поколению, так как нас готовили к «Труду и обороне». В 6‑м и 7‑м классах я получила значки: БГСО («Будь готов в санитарной обороне», ПВХО («Противохимическая оборона»), БГТО («Будь готов к труду и обороне»), «Юный Ворошиловский стрелок». Таким образом, к началу войны у меня были выработаны навыки оказывать первую помощь, переносить физические нагрузки, метко стрелять и защищаться от отравляющих веществ. Об этом поколении школьниц написала очень точно поэтесса-фронтовик Юлия Друнина:

Нет, это не заслуга, а удача
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне!
С восторгом нас, девчонок, не встречали:
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии потом…
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.

Именно все так и было!!!..

Поэтому не удивительно, что, получив отказ в военкомате пойти добровольцем на фронт, я приняла решение, продолжая учебу в 8‑м классе, поступить на 3‑месячные курсы радистов. И успешно эти курсы закончила, изучив азбуку Морзе и прилично работая ключом. В этот же период времени нас, школьников, весной и осенью посылали на прополку хлопка и его сбор.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Aut Caesar, aut nihil Aut Caesar, aut nihil

У каждого из заговорщиков была личная причина невзлюбить Цезаря

Дилетант
Мошенники усложнили схемы Мошенники усложнили схемы

Мошенники придумали новую схему обмана с «выплатами» в евро

Ведомости
Гений без всяких оговорок Гений без всяких оговорок

Воспоминания современников о физиологе Иване Павлове и его личные высказывания

Наука
Локализация такси: что останется от отрасли? Локализация такси: что останется от отрасли?

Почему локализации машин такси затормозит таксомоторную отрасль

Монокль
Борис Ельцин: «Я ухожу не по болезни» Борис Ельцин: «Я ухожу не по болезни»

Интервью с Валентином Юмашевым, зятем Бориса Ельцина, о событиях конца 1999 года

Дилетант
На ремонте На ремонте

Почему обустройство квартиры все реже доверяют профессионалам

Деньги
Флирт по сезону Флирт по сезону

Самые летние способы обольщения и флирта

Лиза
Как побороть тягу к еде: новое мнение ученых Как побороть тягу к еде: новое мнение ученых

Секрет победы над куском торта может заключаться в следующем… съесть этот кусок!

ТехИнсайдер
Стравинский. Танцы. Люди Стравинский. Танцы. Люди

Денис Мережковский разбирается в правилах хореографического импортозамещения

Moodboard
Что имеем – сохраним Что имеем – сохраним

Жаркие дни – весомый повод задуматься, правильно ли ты хранишь свою косметику

Лиза
«Мы боремся с инфляцией ценой экономического роста» «Мы боремся с инфляцией ценой экономического роста»

Эксперт ЦМАКП — о состоянии экономики, промышленности и инвестиций

Монокль
Тайна самых древних галактик остается неразрешимой Тайна самых древних галактик остается неразрешимой

Джеймс Уэбб он столкнулся с тайной, которую не удается разрешить до сих пор

ТехИнсайдер
Регионы призовут к ответу Регионы призовут к ответу

Почему регионы не достигли показателей строительства инфраструктурных проектов

Ведомости
Путь ради ребенка: как Ада Блэкджек одна выживала в экспедиции на острове Врангеля Путь ради ребенка: как Ада Блэкджек одна выживала в экспедиции на острове Врангеля

57 дней в одиночестве: невероятная история Ады Блэкджек

Forbes
Пять штрихов к портрету «Афгана» Пять штрихов к портрету «Афгана»

Ключевые задачи и решения 40-й армии в Афганистане

Монокль
Незнакомые символы Незнакомые символы

Зачем клубам – даже очень популярным – нужен редизайн эмблемы

Ведомости
Подвал с секретом: как живет один их главных театров Москвы — пространство «Внутри» Подвал с секретом: как живет один их главных театров Москвы — пространство «Внутри»

Как архитектору удалось создать один из самых модных театров Москвы?

Forbes
Как в лучших фильмах: 5 шпионских гаджетов времен холодной войны Как в лучших фильмах: 5 шпионских гаджетов времен холодной войны

Устройства времен холодной войны, которые делали работу шпионов эффективнее

ТехИнсайдер
Шимпанзе используют «деревянный телеграф» для удаленного общения Шимпанзе используют «деревянный телеграф» для удаленного общения

Ученые знают, что шимпанзе барабанят по деревьям, но только сейчас поняли, зачем

ТехИнсайдер
Бесконечная пахота против дзена: как устроена азиатская корпоративная культура Бесконечная пахота против дзена: как устроена азиатская корпоративная культура

Карьерный ментор Анна Знаменская рассказала об азиатской офисной специфике

Правила жизни
Курс на переработку Курс на переработку

Чем обусловлен интерес зарубежных стран к российской рыбной продукции?

Ведомости
Здравствуй и прощай Здравствуй и прощай

В свои первые приезды на дачу весной стоит сделать только самое необходимое

КАНТРИ Русская азбука
Необитаемый остров Необитаемый остров

Шесть снимков Ксении Хаунд о заброшенных безлюдных местах

Men Today
Как дети, честное слово Как дети, честное слово

Как изобретали детство: когда появились детские игрушки, одежда и литература

Вокруг света
Петербургские часы Петербургские часы

Константин Чайкин поделился воспоминаниями о городе своего детства и юности

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Homo uillaris Homo uillaris

Человек дачный: эта фанатично увлеченная порода людей легкоузнаваема

КАНТРИ Русская азбука
Те еще овощи! Те еще овощи!

Кое-что о поведении овощей в открытом грунте

КАНТРИ Русская азбука
Анатолий Шульев: Свойство таланта в том, чтобы преодолевать неудачи Анатолий Шульев: Свойство таланта в том, чтобы преодолевать неудачи

Анатолий Шульев о смыслах, заложенных в спектакль о физике Льве Ландау

Ведомости
Персона Персона

Юрий Кузнецов — о любви к уральским изумрудам и стилю ар-деко

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Правила игры Правила игры

Индия во многом остаётся загадкой... как избежать недоразумений с партнерами?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Открыть в приложении