Война глазами одной из 200 девушек комсомолок-добровольцев

Знание – силаИстория

Стать девушке солдатом на войне…

Мануэлла Дмитриева

Я родилась 26 июня 1926 года в Ялте. Туда мои родители приехали из Москвы, чтобы меня родить. По рассказам мамы, я родилась очень крупным ребенком. Я предполагаю, что мое рождение в благоприятных условиях и то, что в раннем детстве из инфекционных болезней я болела только корью, эта одна из причин моего нынешнего долголетия и светлой головы.

Моя мама, Юрьева Анна Ивановна, родилась 10 января 1904 года в Саратове в семье рабочего на Нобелевских складах. После революции мама окончила рабфак химического факультета МГУ, а затем в 1936 году и химфак. Папа, Татьянин Арнольд Рахмильевич, родился 25 января 1899 года в Одессе в семье ученого-экономиста, будущего профессора института им. Плеханова, Вейцмана Рахмиля Яковлевича. В 1934 году папа закончил химический факультет МГУ. Был учеником академика Зелинского.

Во время Великой Отечественной войны мои родители оставались в Москве, папа занимался строительством заградительных сооружений, разрабатывал на Витаминном заводе технологические процессы изготовления витаминов для фронта, написал в 1944 году книгу «Производство витамина D», награжден орденом «Знак Почета». Мама в годы войны работала в танковой промышленности и была куратором Нижнетагильского танкового завода. Оба родителя были награждены медалью «За оборону Москвы». Папа умер 16.01.1956 года, а мама – 16.10.1977‑го.

Из раннего детства до школы очень хорошо помню детский сад МГУ, который находился напротив Зоологического музея. Окна детского сада выходили на улицу Герцена и на улицу Грановского. Также очень хорошо помню, как папа или мама брали меня на занятия. Папа сажал меня за лабораторный стол, где находились колбы и горелки, давал мне лист бумаги и карандаши, чтобы я рисовала и не мешала студентам выполнять свою работу. А мама приводила меня в класс рабфака, который был в полуподвальном помещении химфака, и просила продемонстрировать мои «познания в химии» ее сокурсникам, тетям и дядям. Я с удовольствием на доске писала «Н2О». Также мне была знакома большая химическая аудитория амфитеатром, где я была свидетелем бурных дебатов студентов. Так что МГУ для меня с самого раннего детства был родным домом. В ХХ веке в моей семье было четыре выпускника МГУ: два химика (папа и мама), один радиофизик (я) и один кристаллограф, окончивший геологический факультет (моя старшая дочь).

В школу я пошла в 1934 году. В первом классе я училась в школе на Никитской, напротив памятника Тимирязеву. Второй класс проходил в школе, которая располагалась на Малой Никитской «в доме графа Ростова», описанном Львом Толстым в романе «Война и мир». В 1934 году на Малой Бронной была построена напротив нынешнего театра «На М. Бронной» школа № 123. Семилетку с хорошими оценками я закончила до 22 июня 1941 года. А 26 июня 1941‑го мне исполнилось 15 лет, и началась новая жизнь. Аттестат об окончании семилетки мама мне прислала в Андижан, куда я с сестрой была эвакуирована в августе 1941‑го.

Об эвакуации стоит рассказать особо. Мой дядя Серов Федор Зиновьевич работал в Наркомате путей сообщения. У него с моей тетей Асей – Серовой Анны Ивановной – было четверо детей: Аля – 12 лет, Вадик – 9 лет, Лора – 5 лет и годовалый Сережа. В июле 1941 года в Москве начались интенсивные бомбардировки, и нам приходилось все время бегать в бомбоубежище. Правительством было принято решение об эвакуации детей из Москвы. Дядя Федя решил отправить семью в город Андижан, так как там служил младший брат моей мамы и тети Аси – Сутягинский Андрей Иванович. Он служил в полку дальнобойной артиллерии в звании капитана. У него с женой, тетей Катей – Цаплиной Екатериной Яковлевной, – в то время было двое детей: Ростислав (Славик) – 9 лет и Таня – 3 года. Дяде Феде как железнодорожнику предоставили одно купе в мягком вагоне пассажирского поезда. Поэтому было принято совместное решение двух семейств, чтобы нас с сестрой тоже отправить с тетей Асей и ее детьми в Андижан. Ехали мы долго, не помню уж сколько, с пересадкой в Ташкенте.

По приезде в Андижан я прежде всего записалась в библиотеку. До 1‑го сентября я успела прочесть «Войну и мир» Л. Н. Толстого. Надо сказать, что, начиная с 3‑го класса, я стала самостоятельно много читать. В моей семье была достаточно большая библиотека, в том числе БСЭ 1‑е издание. Мои родители приложили достаточно много сил, чтобы я научилась читать и писать. Они постоянно выписывали газеты «Известия», «Правда» «Пионерская правда», журналы «Мурзилка», «Наука и жизнь», «Роман-газета», «Техника молодежи», «Пионер». И эту традицию я сохранила до сих пор. Так как я много лет веду статистику прочитанного, то было установлено, что, начиная с 1947 года, я прочитывала от 90 до 110 книг в год. Предполагаю, что это еще один фактор, повлиявший на мое долголетие и ясную голову.

В ноябре 1941‑го меня приняли в комсомол. Не буду перечислять всего, что нам пришлось пережить, как страстно хотели вернуться в Москву. Это отдельная тема. Но в то время все помыслы были связаны с пониманием, что я должна быть на фронте. Это сознание и чувства были присущи нашему поколению, так как нас готовили к «Труду и обороне». В 6‑м и 7‑м классах я получила значки: БГСО («Будь готов в санитарной обороне», ПВХО («Противохимическая оборона»), БГТО («Будь готов к труду и обороне»), «Юный Ворошиловский стрелок». Таким образом, к началу войны у меня были выработаны навыки оказывать первую помощь, переносить физические нагрузки, метко стрелять и защищаться от отравляющих веществ. Об этом поколении школьниц написала очень точно поэтесса-фронтовик Юлия Друнина:

Нет, это не заслуга, а удача
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне!
С восторгом нас, девчонок, не встречали:
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии потом…
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.

Именно все так и было!!!..

Поэтому не удивительно, что, получив отказ в военкомате пойти добровольцем на фронт, я приняла решение, продолжая учебу в 8‑м классе, поступить на 3‑месячные курсы радистов. И успешно эти курсы закончила, изучив азбуку Морзе и прилично работая ключом. В этот же период времени нас, школьников, весной и осенью посылали на прополку хлопка и его сбор.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Герилья гереро, или Восстание обреченных Герилья гереро, или Восстание обреченных

Геноцид гереро и нама: как колониальный конфликт предвестил ужасы Второй мировой

Знание – сила
О наследии Стефана Пермского О наследии Стефана Пермского

Кто может считаться первым исследователем истории и культуры коми народа?

Знание – сила
Ошибка отца Фёдора Ошибка отца Фёдора

Знаменитый роман «12 стульев» приближается к своему вековому юбилею

Дилетант
Поэты-ифлийцы на фронтах Великой Отечественной Поэты-ифлийцы на фронтах Великой Отечественной

Вступить в «кружок поэтов ИФЛИ» было никак не легче, чем в Союз писателей СССР

Знание – сила
Путь от бастарда до монарха Путь от бастарда до монарха

Как бастарду Вильгельму I удалось превратить свою мечту о короне в реальность?

Дилетант
Подводный флот Ирана Подводный флот Ирана

Главная сила ВМС Ирана — подводные лодки

Наука и техника
Свежая ягода — круглый год Свежая ягода — круглый год

Как функционирует круглогодичный комплекс по выращиванию ягод в Ставрополье

Агроинвестор
«Чеченцы». Поколение «Чеченцы». Поколение

Кем были воины, прошедшие первую и вторую чеченские кампании?

Монокль
Нейросети в поисках персонала: как компании используют искусственный интеллект в рекрутинге уже сейчас Нейросети в поисках персонала: как компании используют искусственный интеллект в рекрутинге уже сейчас

Как рекрутеры используют нейросети — кейсы из России

ТехИнсайдер
Асимметричная военная работа Асимметричная военная работа

Для США Вторая мировая война стала мощным экономическим стимулом

Монокль
Древнему жителю Китаю ампутировали ногу в наказание Древнему жителю Китаю ампутировали ногу в наказание

Ампутацию считают древнейшей хирургической операцией

N+1
Этноконфессиональные особенности мясного потребления Этноконфессиональные особенности мясного потребления

Под влиянием каких факторов меняется ассортимент мясной продукции

Агроинвестор
Дачная палитра Дачная палитра

Как цвета растений на садовом участке влияет на тонус и настроение

Лиза
Проекции в психологии Проекции в психологии

Проекция в психологии – это бессознательный защитный механизм

Лиза
«Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации» «Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации»

Можно ли подружиться с умной машиной? Не может ли она вытеснить человека?

Знание – сила
Победа и Наука. Взгляд из Сибири Победа и Наука. Взгляд из Сибири

Война стала высшей точкой слияния науки и государства

Знание – сила
«Любовь к Родине. Куда она может исчезнуть?» «Любовь к Родине. Куда она может исчезнуть?»

Борис Николаев о военных кампаниях на Северном Кавказе, службе в спецназе и вере

Монокль
В Германии, в Германии, проклятой стороне В Германии, в Германии, проклятой стороне

Как советского солдата удержали от мести при штурме Германии

Монокль
Губительный пожар, которого не было Губительный пожар, которого не было

ЧП на АПЛ К-152: диверсия врага или трагедия из-за человеческого фактора?

Наука и техника
Исторические сведения о сказочных берендеях Исторические сведения о сказочных берендеях

Легендами о лесном царстве берендеев вдохновлялись и Жуковский, и Островский

Знание – сила
От дебюта Тарковского до номинанта «Оскара»: классика о Великой Отечественной От дебюта Тарковского до номинанта «Оскара»: классика о Великой Отечественной

Подборка пяти великих фильмов о Великой Отечественной

Ведомости
Чечня. Четверть века боли и боя Чечня. Четверть века боли и боя

Краткая история причин, хода и результатов двух чеченских кампаний

Монокль
Дети войны. Воспоминания Марка Розовского Дети войны. Воспоминания Марка Розовского

Война, эвакуация, московские дворы в воспоминаниях драматурга Марка Розовского

Знание – сила
Янская стоянка. Палеолитический человек за полярным кругом Янская стоянка. Палеолитический человек за полярным кругом

Янская стоянка — самые северные следы Homo sapiens в Арктике

Наука и техника
Древние и красивые: 5 важных археологических памятников Древние и красивые: 5 важных археологических памятников

Самые впечатляющие и ценнейшие археологические памятники

ТехИнсайдер
Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа» Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа»

Антон Богданов рассказал о том, как готовился к роли подводника в «Кракене»

Ведомости
Атлантические крепости Третьего рейха Атлантические крепости Третьего рейха

Атлантический вал: порты-крепости и их роль в обороне Третьего рейха

Наука и техника
Прохладная экономика Прохладная экономика

Слабая экономическая активность: аргумент в пользу смягчения монетарной политики

Ведомости
Афганская эпопея: оценки сегодняшнего дня Афганская эпопея: оценки сегодняшнего дня

Об условиях, в которых принимались решения о вводе и выводе войск из Афганистана

Монокль
Отец и сын. Великая Отечественная в жизни Константина и Алексея Симоновых Отец и сын. Великая Отечественная в жизни Константина и Алексея Симоновых

Какой след оставила война в жизни Константина и Алексея Симоновых?

Знание – сила
Открыть в приложении