Сергей Чемко о буднях арктической морской логистики

МонокльРепортаж

«Севморпуть — это пока не бизнес. Это государственная задача»

Представитель «Росатома» поведал «Моноклю» о буднях арктической морской логистики, описал модель обеспечения круглогодичной навигации по СМП и рассказал о попытках вписать сибирские реки в северное каботажное судоходство

Александр Ивантер

Порт Дудинка — важный логистический хаб Севморпути

Развитие Северного морского пути как важнейшей логистической и освоенческой магистрали России находится в фокусе постоянного внимания нашего журнала. Ранее мы всесторонне анализировали роль СМП для нашей страны в интервью с директором и совладельцем компании «Геокон» Михаилом Григорьевым (см. «Миф глубокой заморозки», № 7 за этот год). Способы подтверждения и удержания национального правового статуса СМП обсуждал на наших страницах ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Павел Гудев (см. «Стоит ли рвать Конституцию морей?», № 11).

Сегодня мы решили дать слово практику, налаживающему регулярные каботажные рейсы по арктической трассе. На вопросы «Монокля» ответил руководитель проекта департамента государственной политики и стратегического развития СМП Дирекции Северного морского пути ГК «Росатом» Сергей Чемко.

Сергей Чемко. Фото: из личного архива

— Сергей Николаевич, июль наступил, в Москве нестерпимая жара. На Севморпути тоже потеплело? Летняя навигация открыта?

— Потеплело относительно и смотря где — акватория СМП большая. Вот актуальная ледовая карта, красным указаны области, покрытые сплошным льдом. Мы видим, что южная часть Карского моря стала уже более свободной, но зато сильный северный ветер закрыл льдом всю Обскую губу, которая в это время года обычно уже ото льда свободна. Смотрим восточнее. Пролив Вилькицкого, самое узкое место СМП. Вот он как раз ото льда свободен.

— Но бдительность терять нельзя. Пролив Вилькицкого довольно мелкий, фарватер всего одиннадцать метров — не каждое судно пройдет.

— Мелких мест в проливе не так много. На самом деле там глубины достаточные. Ну а дальше к востоку, в море Лаптевых и Восточно-Сибирском море, только-только появляются участки чистой воды

Главсевморпуть «Росатома» еженедельно выкладывает на сайте метео- и ледовый прогноз. Любой судовладелец, собирающийся войти в акваторию СМП, заранее оформляет разрешение на проход. В пакете предоставляемых документов обязательно присутствуют регистровые данные о ледовом классе судна. В разрешении указывается, в каком из 28 районов акватории СМП и в каких ледовых условиях судно может идти самостоятельно, а когда требуется сопровождение ледокола.

Из особенностей СМП как морского маршрута интересно отметить то, что самые тяжелые ледовые условия складываются здесь в мае. А потом за полтора-два месяца площадь воды, свободной ото льда, стремительно увеличивается и держится на максимуме примерно до середины октября. Потом лед снова намерзает. Но, как мы видим на графике долгосрочных внутригодовых наблюдений, последние несколько десятилетий площадь свободной воды в акватории СМП в летние месяцы постепенно увеличивается.

Мы уже два года делаем регулярные рейсы лихтеровозом «Севморпуть», и хотя у него атомная силовая установка и ледовый класс Arc5, в первый рейс мы отправляем его числа седьмого-восьмого июля, и то бывают сомнения, не будет ли он стоять, ждать улучшения ледовых условий.

— Но вашему судну не требуется ледовая проводка?

— Да, он ходит сам, без ледокола. Правда, «Севморпуть» был сильно поврежден на пути в Антарктиду в ноябре 2020 года — сломалась лопасть винта. И причиной был вовсе не лед — судно, возможно, наткнулось на притопленный контейнер. Их довольно много смывает в море, некоторые идут на дно, а некоторые болтаются на небольшой глубине, как мины без взрывчатки, и представляют большую опасность, особенно для небольших прогулочных судов и яхт.

ЧП произошло у берегов Анголы. Луанда «Севморпуть» к себе на ремонт не пустила, тогда наши водолазы демонтировали поврежденную лопасть лихтеровоза и противоположную ей, чтобы предотвратить разбалансировку, и на двух лопастях единственного винта судно за два месяца дошло до Санкт-Петербурга. После ремонта лихтеровоз вернулся в строй.

— Открою карты: я большой «севморскептик». Когда в сотый раз слышу об СМП как альтернативе Суэцу, меня обуревает нервный смех. Грузооборот СМП — 36 миллионов тонн. Грузооборот Суэца — миллиард двести миллионов тонн. На ваш лихтеровоз «Севморпуть» помещается 204 рефрижераторных контейнера, общая масса перевезенной за рейс рыбы — 8500 тонн. В масштабах добычи водных биоресурсов на Дальнем Востоке, как и в масштабе потребления рыбы в европейской части России, все это копеечные, едва заметные объемы. Кроме того, наверняка стоимость такой перевозки заоблачная.

— Когда французы задумывали в середине позапрошлого века проект Суэцкого канала, в него тоже никто не верил. На морях еще не решен был исход конкуренции между парусным и машинным флотом, а парусники по Суэцу ходить в принципе не могли. Задумка требовала очень серьезных финансовых ресурсов, да и разрешения султана Османской империи. Но инициаторы сумели преодолеть все трудности, а еще и глубину артерии определили сильно «на вырост» — сначала в 15, потом в 20 метров. И спустя три десятилетия после запуска Суэцкого канала в эксплуатацию скептики были вынуждены признать очевидное: этот маршрут стал одним из ключевых путей международной морской торговли.

Я убежден, что развитие СМП также должно опираться на видение стратегической перспективы этой трассы как национальной транспортной артерии. Кроме того, в отличие от Суэца тут нам рыть ничего не надо.

— Как это не надо рыть? Дноуглубление ключевых портов СМП — серьезная статья затрат на реализацию проектов, формирующих сегодня основную грузовую базу трассы. Но давайте разберем конкретику. Вы раскатываете линию, связывающие порты российского Северо-Запада и Дальнего Востока. Как это происходит?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мода требует жертв? Мода требует жертв?

Какие элементы гардероба на самом деле очень вредны для здоровья?

Лиза
Яичница-глaзунья Яичница-глaзунья

Самое простое и самое великое, что можно представить в кулинарии, – это яйцо

КАНТРИ Русская азбука
Сера преткновения Сера преткновения

Каким радикальным способом разрубили норильский экологический узел

Монокль
Курица стала мамой для щенков, после того, как ее яйца съели Курица стала мамой для щенков, после того, как ее яйца съели

Трейси Хейл задокументировала невероятные отношения между ее собакой и курицей

ТехИнсайдер
«Презренный человек» «Презренный человек»

Эта статья была опубликована в газете «Правда» 24 августа 1940 года без подписи

Дилетант
Красненькая пошла Красненькая пошла

Как отвращение к насилию превратило Сэма Пекинпа в «кровавого Сэма»

Weekend
Елена Мольченко об Александре Фатюшине: «Он снялся более чем в пятидесяти картинах, а зрители его запомнили по роли хоккеиста Гурина» Елена Мольченко об Александре Фатюшине: «Он снялся более чем в пятидесяти картинах, а зрители его запомнили по роли хоккеиста Гурина»

Учитель называл его «рязанским Марлоном Брандо»

Караван историй
Инновационные технологии в банковской сфере Инновационные технологии в банковской сфере

Современные тренды финтеха: чего ждать в ближайшем будущем

Наука и техника
Светлана Волкова: Надо прочитать пару погонных метров исторической литературы, чтобы создать одну страничку Светлана Волкова: Надо прочитать пару погонных метров исторической литературы, чтобы создать одну страничку

Светлана Волкова о том, почему интересно описывать жизнь в предчувствии урагана

СНОБ
Михаил Шемякин: Я допускаю, что Высоцкий умер не сам Михаил Шемякин: Я допускаю, что Высоцкий умер не сам

Художник Михаил Шемякин о своем лучшем друге — Владимире Высоцком

СНОБ
9 способов заслужить родительский авторитет 9 способов заслужить родительский авторитет

9 шагов к формированию прочного родительского авторитета

Psychologies
«Маленькие белые рабовладельцы»: как табак влиял на войны, общество и моду «Маленькие белые рабовладельцы»: как табак влиял на войны, общество и моду

Как табак, вызывающий проблемы со здоровьем, стал спутником человека?

Forbes
«По итогу это будет музейный экспонат». Скульптор Иван Савенков — о работе над копиями львов Медичи «По итогу это будет музейный экспонат». Скульптор Иван Савенков — о работе над копиями львов Медичи

Скульптор Иван Савенков о любимых материалах и специфике коммерческой скульптуры

СНОБ
«Дети Sephora»: почему девочки злоупотребляют взрослой косметикой и опасно ли это «Дети Sephora»: почему девочки злоупотребляют взрослой косметикой и опасно ли это

Почему тренд Sephora kids беспокоит дерматологов и косметологов?

Forbes
Бильярд на гробах и желто-синие бездны. Как Ван Гог опередил свое время Бильярд на гробах и желто-синие бездны. Как Ван Гог опередил свое время

Была ли история успеха Ван Гога случайностью и как он смог добиться признания?

СНОБ
Наследие под угрозой: почему природный парк в России признали всемирной ценностью Наследие под угрозой: почему природный парк в России признали всемирной ценностью

Про лодки «кенозерки» и чем Стоунхендж похож на Кавказский заповедник

Forbes
Триллионы долларов за грамм: 7 самых дорогих материалов в мире Триллионы долларов за грамм: 7 самых дорогих материалов в мире

Алмазы, лекарства и даже песок с Луны — вещества, которые стоят миллионы

ТехИнсайдер
«Родина» самых впечатляющих разрядов, красные эльфы и редкий спрайт: 50 фактов о молнии, которые полезно узнать каждому «Родина» самых впечатляющих разрядов, красные эльфы и редкий спрайт: 50 фактов о молнии, которые полезно узнать каждому

О молниях можно говорить вечно! Это одно из самых грозных явлений природы

ТехИнсайдер
Пять ошибок Пять ошибок

Как Брут из властителя Рима превратился в государственного преступника?

Дилетант
Имитирующий мышцы спины экзоскелет снизит нагрузку на позвоночник при поднятии тяжестей Имитирующий мышцы спины экзоскелет снизит нагрузку на позвоночник при поднятии тяжестей

Инженеры разработали экзоскелет, предназначенный для снижения риска травм спины

N+1
Через всю страну на двух колесах Через всю страну на двух колесах

Как проходила наиболее протяженная велогонка Red Bull Trans-Siberian Extreme

2Xplore
Железный конь: каким был первый мотоцикл Железный конь: каким был первый мотоцикл

Почему первые мотоциклы не пользовались огромной популярностью

ТехИнсайдер
Самые неприхотливые и выносливые кроссоверы дешевле ₽1,5 млн Самые неприхотливые и выносливые кроссоверы дешевле ₽1,5 млн

Предложения кроссоверов на вторичном рынке дешевле 1,5 млн руб.

РБК
Как развивался Казахстан: от прощания с «наследством» СССР и дружбы со всеми до нефтяного богатства Как развивался Казахстан: от прощания с «наследством» СССР и дружбы со всеми до нефтяного богатства

О том, как развивался Казахстан и что повлияло на его политику и культуру

Inc.
Путешествия во времени и ядерный апокалипсис. Что ученые думают про фильмы Кристофера Нолана Путешествия во времени и ядерный апокалипсис. Что ученые думают про фильмы Кристофера Нолана

Вероятно ли воплощение научно-фантастических идей режиссера Кристофера Нолана?

СНОБ
В трёх действиях В трёх действиях

Почему Московские процессы 1936–1938 годов сравнивались с игрой кошки с мышью?

Дилетант
Ребятам о зверятах Ребятам о зверятах

Росина Сефиен вышла на дейтинг-охоту и вернулась со славными трофеями

VOICE
«На рынке венчурных инвестиций наступает переломный момент» «На рынке венчурных инвестиций наступает переломный момент»

Как простому россиянину заработать на инвестициях в новые сферы экономики

Деньги
14 цитат Камалы Харрис, которые научат бороться за лучшее, даже если все против вас 14 цитат Камалы Харрис, которые научат бороться за лучшее, даже если все против вас

Цитаты Камалы Харрис о борьбе за равенство и преодолении барьеров

Psychologies
Фaршированные перцы Фaршированные перцы

Перец – хоть он и болгарский – дал зеленый свет многим кухням мира

КАНТРИ Русская азбука
Открыть в приложении