Сергей Чемко о буднях арктической морской логистики

МонокльРепортаж

«Севморпуть — это пока не бизнес. Это государственная задача»

Представитель «Росатома» поведал «Моноклю» о буднях арктической морской логистики, описал модель обеспечения круглогодичной навигации по СМП и рассказал о попытках вписать сибирские реки в северное каботажное судоходство

Александр Ивантер

Порт Дудинка — важный логистический хаб Севморпути

Развитие Северного морского пути как важнейшей логистической и освоенческой магистрали России находится в фокусе постоянного внимания нашего журнала. Ранее мы всесторонне анализировали роль СМП для нашей страны в интервью с директором и совладельцем компании «Геокон» Михаилом Григорьевым (см. «Миф глубокой заморозки», № 7 за этот год). Способы подтверждения и удержания национального правового статуса СМП обсуждал на наших страницах ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Павел Гудев (см. «Стоит ли рвать Конституцию морей?», № 11).

Сегодня мы решили дать слово практику, налаживающему регулярные каботажные рейсы по арктической трассе. На вопросы «Монокля» ответил руководитель проекта департамента государственной политики и стратегического развития СМП Дирекции Северного морского пути ГК «Росатом» Сергей Чемко.

Сергей Чемко. Фото: из личного архива

— Сергей Николаевич, июль наступил, в Москве нестерпимая жара. На Севморпути тоже потеплело? Летняя навигация открыта?

— Потеплело относительно и смотря где — акватория СМП большая. Вот актуальная ледовая карта, красным указаны области, покрытые сплошным льдом. Мы видим, что южная часть Карского моря стала уже более свободной, но зато сильный северный ветер закрыл льдом всю Обскую губу, которая в это время года обычно уже ото льда свободна. Смотрим восточнее. Пролив Вилькицкого, самое узкое место СМП. Вот он как раз ото льда свободен.

— Но бдительность терять нельзя. Пролив Вилькицкого довольно мелкий, фарватер всего одиннадцать метров — не каждое судно пройдет.

— Мелких мест в проливе не так много. На самом деле там глубины достаточные. Ну а дальше к востоку, в море Лаптевых и Восточно-Сибирском море, только-только появляются участки чистой воды

Главсевморпуть «Росатома» еженедельно выкладывает на сайте метео- и ледовый прогноз. Любой судовладелец, собирающийся войти в акваторию СМП, заранее оформляет разрешение на проход. В пакете предоставляемых документов обязательно присутствуют регистровые данные о ледовом классе судна. В разрешении указывается, в каком из 28 районов акватории СМП и в каких ледовых условиях судно может идти самостоятельно, а когда требуется сопровождение ледокола.

Из особенностей СМП как морского маршрута интересно отметить то, что самые тяжелые ледовые условия складываются здесь в мае. А потом за полтора-два месяца площадь воды, свободной ото льда, стремительно увеличивается и держится на максимуме примерно до середины октября. Потом лед снова намерзает. Но, как мы видим на графике долгосрочных внутригодовых наблюдений, последние несколько десятилетий площадь свободной воды в акватории СМП в летние месяцы постепенно увеличивается.

Мы уже два года делаем регулярные рейсы лихтеровозом «Севморпуть», и хотя у него атомная силовая установка и ледовый класс Arc5, в первый рейс мы отправляем его числа седьмого-восьмого июля, и то бывают сомнения, не будет ли он стоять, ждать улучшения ледовых условий.

— Но вашему судну не требуется ледовая проводка?

— Да, он ходит сам, без ледокола. Правда, «Севморпуть» был сильно поврежден на пути в Антарктиду в ноябре 2020 года — сломалась лопасть винта. И причиной был вовсе не лед — судно, возможно, наткнулось на притопленный контейнер. Их довольно много смывает в море, некоторые идут на дно, а некоторые болтаются на небольшой глубине, как мины без взрывчатки, и представляют большую опасность, особенно для небольших прогулочных судов и яхт.

ЧП произошло у берегов Анголы. Луанда «Севморпуть» к себе на ремонт не пустила, тогда наши водолазы демонтировали поврежденную лопасть лихтеровоза и противоположную ей, чтобы предотвратить разбалансировку, и на двух лопастях единственного винта судно за два месяца дошло до Санкт-Петербурга. После ремонта лихтеровоз вернулся в строй.

— Открою карты: я большой «севморскептик». Когда в сотый раз слышу об СМП как альтернативе Суэцу, меня обуревает нервный смех. Грузооборот СМП — 36 миллионов тонн. Грузооборот Суэца — миллиард двести миллионов тонн. На ваш лихтеровоз «Севморпуть» помещается 204 рефрижераторных контейнера, общая масса перевезенной за рейс рыбы — 8500 тонн. В масштабах добычи водных биоресурсов на Дальнем Востоке, как и в масштабе потребления рыбы в европейской части России, все это копеечные, едва заметные объемы. Кроме того, наверняка стоимость такой перевозки заоблачная.

— Когда французы задумывали в середине позапрошлого века проект Суэцкого канала, в него тоже никто не верил. На морях еще не решен был исход конкуренции между парусным и машинным флотом, а парусники по Суэцу ходить в принципе не могли. Задумка требовала очень серьезных финансовых ресурсов, да и разрешения султана Османской империи. Но инициаторы сумели преодолеть все трудности, а еще и глубину артерии определили сильно «на вырост» — сначала в 15, потом в 20 метров. И спустя три десятилетия после запуска Суэцкого канала в эксплуатацию скептики были вынуждены признать очевидное: этот маршрут стал одним из ключевых путей международной морской торговли.

Я убежден, что развитие СМП также должно опираться на видение стратегической перспективы этой трассы как национальной транспортной артерии. Кроме того, в отличие от Суэца тут нам рыть ничего не надо.

— Как это не надо рыть? Дноуглубление ключевых портов СМП — серьезная статья затрат на реализацию проектов, формирующих сегодня основную грузовую базу трассы. Но давайте разберем конкретику. Вы раскатываете линию, связывающие порты российского Северо-Запада и Дальнего Востока. Как это происходит?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Один метр. Один килограмм. Одна гордость Один метр. Один килограмм. Одна гордость

Признание первенства Советов в космосе смешано с обидой, завистью и досадой

Монокль
Фанни Фаталь Фанни Фаталь

«Когда кто-то на вас по-настоящему смотрит, вы забываете о камере»

Караван историй
Как завещал великий Ленин? Как завещал великий Ленин?

Основные тезисы «политического завещания Ленина»

Дилетант
«Возвращение на родину тела Карла XII» (1878 год) «Возвращение на родину тела Карла XII» (1878 год)

Траурная картина Густава Седерстрёма, посвященная Карлу XII

Дилетант
Что общего между женским бикини и ядерным взрывом Что общего между женским бикини и ядерным взрывом

Почему остров, на котором проводили испытание атомной бомбы, называется бикини

ТехИнсайдер
Стресс и месячные Стресс и месячные

Как нервное напряжением влияет на менструальный цикл

Лиза
Иван Чечот Иван Чечот

Иван Дмитриевич Чечот — солнце русского искусствоведения!

Собака.ru
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

«Город будущего», проблемы архитекторов и «Жилая единица» в Марселе

Знание – сила
Касабланка в Адлере Касабланка в Адлере

ЖК «Касабланка» в честь города в Марокко тоже расположен на берегу

Идеи Вашего Дома
Лазеры для будущего: почему эти ровесники ИИ станут ключевой технологией Лазеры для будущего: почему эти ровесники ИИ станут ключевой технологией

Следующие стадии технологического прогресса могут быть связаны с лазерами

Forbes
Сдаю жилье Сдаю жилье

Как обустроить квартиру для посуточной и долгосрочной аренды

Лиза
Грамотные инвестиции и тяга к риску: как Арнольд Шварценеггер стал миллиардером Грамотные инвестиции и тяга к риску: как Арнольд Шварценеггер стал миллиардером

Арнольд Шварценеггер стал миллиардером благодаря умению рисковать

Forbes
Под лучами палящего солнца: как эффективно защитить свою кожу от ультрафиолета и не сгореть Под лучами палящего солнца: как эффективно защитить свою кожу от ультрафиолета и не сгореть

Здоровье кожи летом: как определить свой фототип и что означает «SPF»?

ТехИнсайдер
Айдар Галяутдинов Айдар Галяутдинов

«Мы должны быть не спринтерами, а марафонцами»

Агроинвестор
Золото уходит в слитки Золото уходит в слитки

Мировая нестабильность обеспечила металл высоким спросом частников

Деньги
«Это был первый и последний раз»: верить ли мужчине, который однажды вас ударил «Это был первый и последний раз»: верить ли мужчине, который однажды вас ударил

Можно ли простить и верить, что партнер больше не решится на рукоприкладство?

Psychologies
Александр и Лиза Цикаришвили Александр и Лиза Цикаришвили

Александр и Лиза Цикаришвили — активаторы новой волны петербургского искусства

Собака.ru
Все сходится: 7 экотроп Санкт-Петербурга и Ленинградской области Все сходится: 7 экотроп Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Короткие экомаршруты по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

СНОБ
Душа на замке: почему иногда нам так трудно проявлять свои чувства Душа на замке: почему иногда нам так трудно проявлять свои чувства

Что происходит, если мы теряем контакт с нашими чувствами?

Psychologies
Мухи у нас Мухи у нас

«Асфальтовые джунгли»: скорая помощь на злых улицах Нью-Йорка

Weekend
Загадка одного горячего юпитера Загадка одного горячего юпитера

Нестандартные транзиты горячих юпитеров

Наука и техника
«Боюсь водить велосипед рядом с машинами»: 5 правил безопасной езды по шоссе «Боюсь водить велосипед рядом с машинами»: 5 правил безопасной езды по шоссе

Какие навыки и полезные принципы помогут без страха ездить по автотрассам

ТехИнсайдер
Рауль Гайнетдинов Рауль Гайнетдинов

Рауль Гайнетдинов — один из самых цитируемых психофармакологов в мире

Собака.ru
Совместный рекорд с Яшиным и голевые подвиги: все достижения Роналду на Евро Совместный рекорд с Яшиным и голевые подвиги: все достижения Роналду на Евро

Уникальные достижения Криштиано Роналдо на Евро

Forbes
Как уроженка Воронежа получила работу в Голливуде и выиграла «Эмми» Как уроженка Воронежа получила работу в Голливуде и выиграла «Эмми»

Что помогло россиянке из Воронежа построить успешную карьеру в Голливуде?

Forbes
Найти опору в трудные времена: 5 буддийских истин от Далай-ламы Найти опору в трудные времена: 5 буддийских истин от Далай-ламы

Чтобы обрести равновесие, следует обратиться к принципам буддийской философии

Psychologies
Настя, Никита и другие: почему мы так не любим некоторые имена Настя, Никита и другие: почему мы так не любим некоторые имена

Почему люди испытывают неприязнь к некоторым именам?

Psychologies
Что делать, если руководитель — нарцисс: советы клинического психолога Что делать, если руководитель — нарцисс: советы клинического психолога

Даже у такого токсичного босса можно чему-то научиться

Psychologies
Что такое стокгольмский синдром простыми словами: история названия и главные признаки Что такое стокгольмский синдром простыми словами: история названия и главные признаки

В чем причины стокгольмского синдрома и какие у него признаки?

Psychologies
Что такое вечный учет автомобиля и какие машины на него ставят Что такое вечный учет автомобиля и какие машины на него ставят

Что подразумевается под «вечным учетом» и возможно ли снять с него машину

РБК
Открыть в приложении