Джанхотская усадьба братьев Короленко: история и современность
Кавказ… Благодатная природа, пестрое смешение языков и обычаев, яркая живая история. Неподалеку от Геленджика, минутах в двадцати езды по шоссе, спряталось небольшое ущелье, выходящее к открытому морю бухтой с галечным пляжем. Склоны ущелья покрыты густыми массивами пицундской сосны, дубняка, граба, кизила, а по дну его, петляя в непролазных зарослях, протекает горная речка Хотецай (по одной из версий, название происходит от адыгейского «дикая собака»). Летом река мелкая, чистая, говорливая, как ручей, зимой – полноводная, мутная и стремительная. Ущелье это называется Джанхот – одно из живописнейших мест в окрестностях курорта Геленджик.
В 1964 году здесь был открыт музей В. Г. Короленко – единственный на территории России. Место это действительно во многих отношениях уникальное. Легенды связывают топоним «Джанхот» с именем прославленного адыгского узденя (уздени – привилегированное сословие у кавказских народов). Здесь, в Джанхотском ущелье, по рассказам старожилов, в давние времена джигитам можно было скрыться от кровной мести, собраться с силами, найти поддержку для совершения новых набегов, либо просто перевести дух от частых сражений. Среди местных жителей утвердилось представление о том, что топоним «Джанхот» переводится как «счастливый человек». Современные исследователи пока не нашли подтверждения данной гипотезе. Между тем местность, где находится музей, окружена поистине целительной атмосферой, воздухом удивительной чистоты, несущим ароматы моря и леса. Вокруг хутора Джанхот произрастает бор реликтовой пицундской сосны. Это дерево, чьи иглы значительно длиннее, чем у сосны обычной, что позволяет ему выделять больше кислорода, поглощая вредный СО2 и наполняя воздух фитонцидами, запахом смолы и свежести.
Собственником усадьбы являлся младший брат писателя, Илларион Галактионович Короленко (1854—1915). В семье его звали «Перчик». В молодости он был увлечен народническими идеями, за что даже оказался в ссылке в Вятской губернии. В последние годы жизни служил инспектором страхового общества в Западной Сибири, а затем в Одессе. Был знаком с Н. Г. Чернышевским, с которым и познакомил Владимира Галактионовича.
Здесь, у брата, писателем были созданы воспоминания о Н. Г. Чернышевском, А. П Чехове, благодаря чему мы сегодня имеем яркие реалистичные и весьма интересные портреты авторов «Что делать?» и «Вишневого сада».
Именно отсюда, из Джанхота, в 1902 году Короленко направляет в Российскую Академию наук отказ от звания почетного академика, в знак протеста против решения отказать в этом звании М. Горькому. «Современные записки», «Русские записки», «Русское богатство» – вот лишь немногий перечень изданий, с которыми сотрудничает Короленко во время пребывания в Джанхоте. Многие рассказы писателя, этнографический очерк «У казаков» – все это создано именно здесь. Так, весьма правдив и неоднозначен написанный в Джанхоте рассказ «Без языка» (1895), замысел которого возник у писателя после поездки в Чикаго. Удалось ли волынчанину Матвею Лозинскому, ставшему в Америке «мистером Мэтью», отыскать за океаном свободу и лучшую долю – или же он обрел лишь неизбывную тоску по родной земле – домысливать самому читателю, да и продолжения истории мы не знаем. Но автор твердо убежден – без слова, языка, коммуникации, без умения понять и принять другого – человек обречен на смерть духовную и физическую. Посетители музея-усадьбы получают редкую возможность окунуться в атмосферу творчества и бытового жизненного пространства В. Г. Короленко, а также могут больше узнать об истории интеллигентных поселенцев Джанхотского ущелья… Мы предлагаем вашему вниманию статью старшего научного сотрудника Домамузея В. Г. Короленко Михаила Ивановича Алексея, которая позволяет лучше понять биографию выдающегося литератора, а также дает возможность наглядно представить реалии эпохи конца XIX – начала XX веков.
«…В окрестностях Геленджика существуют такие чудные курортные места, как Джанхот, культивируемый исключительно интеллигенцией, с его сосновым бором, защитным от норд-оста, положением и чудными по живописности видами…» (газета «Черноморское побережье», начало XX века)
«В двадцати верстах от Геленджика есть горное ущелье с выходом в небольшую морскую бухту. Называется оно Джанхот. Джанхот стал населенным дачным местом, но двадцать лет назад колонизация только началась, и одним из первых пионеров в этом деле был брат Владимира Галактионовича – Илларион Галактионович Короленко».1
1 В. Г. Короленко в воспоминаниях современников. М. : Гослитиздат, 1962.
«Местность стала обустраиваться и, несомненно, в очень близком будущем разовьется в курорт, имея на то все данные», – так сообщал «Путеводитель по Кавказу» Г. Москвича 1912 года, хорошо известный в дореволюционной России. Из письма В. Г. Короленко брату – И. Г. Короленко, 5 июля 1898 года2.
2Здесь и далее даты приводятся по старому стилю.
«Катер вез нас 2 ¾ часа до Геленджика при чудной погоде, вдоль горного берега. Представь себе Жигули на берегу моря, и ты будешь иметь понятие об этой части черноморского берега, – только немного каменистее, суровее, грандиознее… Геленджик – село, лежащее над круглой бухтой. Сюда раза 4 в неделю заходят пароходы, идущие в Туапсе, Сухум и др. порты Черноморского побережья, а также в Новороссийск. Селеньице небольшое, но, видимо, с будущим…