Со времен Александра Невского
Пять московских достопримечательностей с удивительной историей
ВМоскве имеется немало достопримечательностей и памятников, история которых просто удивительна. Причем далеко не все из них находятся в списке самых посещаемых туристами московских мест, но их судьба ничуть не менее интересна, чем история Кремля или Большого театра. Сегодня мы расскажем о пяти московских жемчужинах, биография которых может просто поразить.
Большая история Крутицкого подворья
Одним из удивительных мест московской истории является расположенное неподалеку от станции метро «Пролетарская» Крутицкое подворье. Находящееся всего в двухстах метрах от шумной, запруженной машинами улицы, оно представляет собой островок старой Москвы. В отличие от практически любого другого уголка Москвы, в этом месте нет никакого новодела. И когда оказываешься там, около одно- и двухэтажных деревянных домиков, окружающих подворье, возникает чувство временного перескока, как будто перенесся на много лет назад, в Москву XIX – начала XX века. История же самого подворья уходит, даже страшно подумать, еще во времена Александра Невского.
Как известно, Александр Невский был не только полководцем, но и дипломатом, умело с Золотой Ордой. Благодаря его усилиям в 1261 году в столице Золотой Орды городе Сарае-Бату для русских пленных и княжеских посланников была учреждена православная епархия.
Сын Александра Невского князь Даниил Московский предоставил епархии место близ Крутиц на берегу Москвы-реки. И в 1272 году был возведен и освящен храм Апостолов Петра и Павла. Правда, эта церковь простояла относительно недолго и в 60-х годах следующего века была разобрана за ветхостью. Важное значение для процветания Крутицкого подворья играло его месторасположение: близость водной (река Москва) и сухопутной (Николо-Угрешская дорога) магистралей, по которым, направляясь в Орду, ездили московские князья.
В конце XV века, когда Орда пришла в упадок и начала разваливаться на княжества и улусы, епископы перенесли свою кафедру на Крутицкое подворье. Так появились епископы Крутицкие. В 80-х годах XVI века, после того как Византия была покорена турками и на России было учреждено патриаршество, епископ Крутицкий был удостоен сана митрополита.
Прошло чуть больше 20 лет. Грозные события Смутного времени нашли свое отражение в истории Крутицкого подворья. Главный российский храм – Успенский Собор Московского Кремля – оказался в руках поляков, и поэтому значение кафедрального собора России в эти дни приобрел Успенский собор Крутицкого подворья. Так, в июле 1612 года ополчение Пожарского и Минина именно здесь служило молебен перед тем как отправиться на решающую битву. Также, по утверждению ряда историков, в этом месте происходило опознание крутицким митрополитом Пафнутием беглого инока Гришки Отрепьева (Лжедмитрия I).
Наступивший XVII век был самым благополучным в истории этого места. Расцвет Крутицкого подворья связан с именем митрополита Павла II (1664–1676 года). Обширное строительство и благоустройство превратило этот уголок Москвы, по словам современников, в «некий рай». В восточной части подворья был устроен великолепный сад – один из первых декоративных садов Москвы, в котором причудливые растения дополнялись «водометами» (как в то время назывались фонтаны), воду для которых давали родники. К саду примыкал небольшой огород. 1 марта 1666 года под охраной стрельцов сюда привезли протопопа Аввакума, дабы монахи наставили старовера на путь истинный. За пять дней ожесточенных споров и прений монахи не смогли разубедить Аввакума, и он отправился в ссылку.
Однако, затем благополучие Крутицкого подворья пошло на убыль. С упразднением патриаршества при Петре крутицкие архиереи перестали именоваться митрополитами. Согласно указу 1788 года, все имущество подворья, кроме лошадей и скота, пришлось отдать в Чудов монастырь, находившийся на территории Кремля, а само архиерейское подворье упразднить. Здания Крутицкого подворья (за исключением Успенского собора) были переданы в распоряжение коллегии экономии, которая, в свою очередь, передала их военному ведомству. Долгие годы здесь размещались различные воинские подразделения. Также тут находилось и управление Московского воинского начальника. Во время Отечественной войны 1812 года Крутицы, как и значительная часть Москвы, пострадали от пожара: выгорела крыша Успенского храма, полностью был уничтожен иконостас. Во второй половине 1920-х годов Успенский собор был передан под общежитие Московскому военному округу. И только в наше время это место возвращено Церкви. И сейчас здесь располагается молодежный центр Русской Православной Церкви.
Сохранившееся до наших дней здание Успенского собора имеет два этажа. Нижний ярус с теплым храмом Апостолов Петра и Павла сооружен в 1667–1689 годах. Верхний (летний) храм с главным Успенским престолом сооружен в 1700 году. В 1693–1694 годах сооружены Крутицкий теремок и крытые переходы, ведущие от митрополичьих покоев в главный Успенский собор. В 1719 году Крутицкий ансамбль дополнен набережными палатами, в которых жили певчие и монастырская братия. По преданию, из окон теремка Крутицкие архиереи читали проповеди, благословляли собравшийся на площади народ, а также бросали милостыню нищим. Теремок и Святые ворота облицованы с внешней стороны многоцветными изразцами.
Митрополичья палата (дворец Крутицких митрополитов) – двухэтажное кирпичное здание – была сооружена в 1655 году. Толщина кирпичных стен здесь более метра! На первом этаже, очевидно, располагались хозяйственные и иные служебные помещения, на втором – парадные и жилые. К южному фасаду здания примыкает изящное крыльцо, реставрированное в XX веке.
Церковь на Кулишках
В самом центре Москвы, на Славянской площади, находится еще одно место, история которого отсылает нас к глубокой старине. А именно к Куликовской битве. Ярко-красное с пышным декором окон и поясом кокошников здание храма Всех Святых на Кулишках было построено в XVII веке на месте часовни, возведенной Дмитрием Донским после победы на Куликовом поле. Считается, что тут было самое последнее захоронение воинов, павших во время сражения, на пути возвращения Дмитрия Донского домой.
Первая церковь Всех Святых была деревянной. Стояла она далековато от центра Моск-вы – за Зарядьем, в топком болотистом месте. Этот район в восточной части Белого города назывался Кулишками, или Кулижками, название стало синонимом страшной глухомани, практически края земли.
Любопытно, что слово «Кулишки» к Куликову полю никого отношения не имеет. Как считают историки, дело в том, что в древности это место было неудобным и малопригодным для жизни. О чем и свидетельствует само его название – «кулишки», или «кулижки», то есть топкое, болотистое место или заболоченный участок земли.
В 1488 году церковь Всех Святых перестроили в камне, но и это здание не сохранилось. Первый свой серьезный удар оно получило в 1612 году – во время битвы князя Пожарского с гетманом Ходкевичем за Москву. Рядом с храмом была установлена пушечная батарея, и несколько ядер попали в церковные стены: повреждения оказались весьма серьезными. В течение нескольких последовавших десятилетий храм постепенно приходил в аварийное состояние, пока в конце XVII века его не решили полностью перестроить. Новое здание церкви Всех Святых на Кулишках возвели за два года – с 1687-го по 1689-й.