Сказка, ставшая реальностью
Главный редактор «Правил жизни» Трифон Бебутов поговорил с директором по продукту и технологиям Т-Банка Константином Маркеловым о «дофамин-банкинге», новой продуктовой культуре корпораций и об инновациях, похожих на волшебство.
Трифон Бебутов: Какие технологии впечатлили вас в последние годы?
Константин Маркелов: Лет десять назад меня удивила FindFace — когда ты в метро по фотографии человека можешь найти вообще всю подноготную о нем. Весь мир тогда это шокировало. Оказывается, теперь в интернете нет никакой приватности. Затем появились различные дипфейки. Все человечество узнало о возможностях нейронных сетей. Кроме того, технологии для умного дома, когда ты можешь шторы открывать-закрывать голосом. То есть твоя жизнь действительно сильно упростилась. А если говорить о сегодняшнем дне, то, конечно, очень интересно наблюдать за тем, как по миру шагают ChatGPT и другие LLM-технологии, которые каждого пользователя в каком-то смысле делают лучше, сильнее. Человеку дали сначала калькулятор, потом компьютер, и он стал гораздо эффективнее.
Трифон Бебутов: Массовая культура тоже реагировала на технологический прогресс. Вспомнить хотя бы «Черное зеркало», которое порой нагоняло страх. У вас был какой-то момент, когда вам казалось, что технологии действительно могут быть опасными?
Константин Маркелов: Конечно. Мне уже кажется, что мы живем в «Черном зеркале». Если отмотать время на 20 лет назад и сравнить с сегодняшним днем, — все кардинально поменялось. Даже в нашей компании людям приходят сообщения с моим, условно, аватаром и записанным голосом: «Срочно переведи деньги». Я даже перестал как-то удивляться.
Трифон Бебутов: Получается, страхи улетучиваются. А почему это происходит?
Константин Маркелов: Чтобы создать и использовать технологию, нужны инвестиции. Как правило, у больших успешных компаний их гораздо больше, чем у мошенников. И здесь в каком-то смысле гонка вооружений. Мы инвестируем для того, чтобы предотвращать преступления, а с другой стороны злоумышленники уже используют технологии, чтобы взламывать, подделывать голоса и другую биометрию.
Но есть одно но. На этом фоне у общества повышается недоверие к новым технологиям, возникает вопрос: «А точно ли нам надо их развивать?» И у государства, и у социума появляется дилемма: «Надо ли регулировать технологическую отрасль? Надо ли сертифицировать? Надо ли останавливать развитие?» В моем понимании, конечно же, развитие останавливать нельзя.
Трифон Бебутов: Да и невозможно, наверное.
Константин Маркелов: Конечно, невозможно. Если ввести ограничения, наша страна начнет отставать от других государств, где никаких запретов нет. С другой стороны, конечно, нужно регулировать использование технологий. Точно так же, как оружия.
Трифон Бебутов: В случае с нашей страной, мне кажется, здесь ситуация однозначная. Даже на законодательном уровне, если бизнес хочет претендовать на дотации, он обязан использовать искусственный интеллект.
Константин Маркелов: В масштабах страны, в моем понимании, есть некое отставание по части «железных технологий». Мы действительно производим чипы медленнее и в недостаточном количестве. С точки зрения мозгов, софта и науки мы на передовой, в тройке-четверке стран мира по развитию технологий. И если мы запретим себе хоть что-то, то можем сильно отстать.
Трифон Бебутов: Для мира финтеха вы, конечно, абсолютные апостолы и пионеры. В стратегию развития компании еще в 2019 году включили использование ИИ. Как продукты на базе этой технологии внедрялись тогда и что изменилось сейчас?
Константин Маркелов: В 2019 году мы вышли с концепцией «ИИ-банкинг». То есть банкинг, который тебя обволакивает, окружает, дает тебе советы, как-то ведет тебя по жизни, прокачивает тебя вместе с твоим кошельком. Вообще, банки с их скоринговыми моделями занимались машинным обучением последние 30–40 лет. Тебе надо отделить одного клиента от другого — это, по сути, задача искусственного интеллекта.
Трифон Бебутов: А как внедрение ИИ влияет на работу с пользователями?
Константин Маркелов: В 2014 году мы сокращали расходы на обслуживание. Поскольку мы были без отделений и сразу рождались в онлайне, нам звонили намного чаще, чем другим банкам. И оказалось, что примерно треть времени звонка уходит на идентификацию: назвать кодовое слово, паспортные данные. Мы поняли, что, вообще-то, людей можно отличать друг от друга по голосу. Про такие технологии говорили в «Черном зеркале». И по факту уже можно было их внедрять.
Начали пробовать — и получилось. В итоге каждый звонок оптимизировали практически на 30 секунд. У клиентов перестали спрашивать кодовое слово. «Здравствуйте, какой у меня баланс? У вас 5 тыс. рублей». Все просто.
Трифон Бебутов: Для меня, как для потребителя, всегда было очень интересно, являются ли произведения массовой культуры, такие как сериалы, фильмы, видеоигры, вдохновением для каких-то решений?
Константин Маркелов: Классный и на самом деле извечный вопрос. Фантасты предсказывают будущее или они его создают? И то и другое. Компанию создают люди, которые в ней работают. Менталитет «свой среди своих» очень важен. Это менталитет любопытного, незашоренного мечтателя, романтика. Мы все из одного теста: читали одних и тех же Стругацких, смотрели одни и те же фантастические сериалы, учились в одних и тех же вузах, поэтому нам вместе мечтать сильно проще. И в этой среде объединяются свобода, возможность экспериментировать и решать нерешаемые задачи. Мы делаем часто то, за что другие не берутся.