Безумству храбрых
Попытка военного переворота 14 (26) декабря 1825 года — политический расчет или утопический замысел благородных умов? Очередную попытку разобраться в этом вопросе мы сможем увидеть уже 26 декабря в кинотеатрах страны, когда выйдет самый атмосферный и масштабный по зрелищности и актерскому составу проект года «Союз спасения»
Иван Колесников
Николай I
Иван, вам досталась чуть ли не самая сложная роль. Учитывая, что Николай I не самый любимый российский царь.
К Николаю действительно было не очень хорошее отношение, в первую очередь со стороны военных.
Артисту надо любить своего героя?
А как же. Надо оправдать — без оправдания невозможно. Но мне оправдывать особо нечего, история — она же такая, ее всё время переписывают, и черт его знает, кто был прав, кто виноват. Но я вообще считаю, что ни одна революция ни к чему хорошему не приводит. Я Николая полностью оправдываю, у него не было другого варианта, как погасить это восстание. Во-первых, неизвестно, к чему бы это всё привело, во-вторых, есть просто самозащита, в-третьих, он понимал, что государство, как ни крути, — это его ответственность. Царь поступил так, как поступил, хотя много было рассуждений по поводу того, чтобы можно было бы, наверное, до кровопролития не доводить. Всё зашло слишком далеко. Он не был военным — вот в чем дело. Он был военным, но, грубо говоря, на бумаге. Он был сильным, тренировался всё время, но никогда не был на фронте. Никогда не давал отмашку, никогда не брал на себя такую невероятную ответственность, как смерть людей.
Себя представить в роли если не царя, а большого управленца могли бы?
Нет. За всем этим стоит предательство самого себя, а это самое страшное, что может быть. Это, если можно так назвать, профессия, которая несет на себе нереальный груз. Я бы просто психологически не выдержал. Большим управленцем должен быть эмоционально устойчивый человек, который понимает, что за этим следует. А следует масса того, что ты не хочешь делать, но обязан. Ты принимаешь решения, они ложатся на тебя, для кого-то они будут плохими, для кого-то – хорошими, но всегда будут те, кто будет тебя ненавидеть.
Когда мы еще не знаем жизни, думаем, что выбор всегда между плохим и хорошим, а на самом деле выбор может быть между плохим и плохим, хорошим и хорошим. Неважно, царь ты или нет.
Здесь важно, что я, Ваня Колесников, несу ответственность за свою семью, Николай несет ответственность за свою семью, только она в миллионы раз больше.
Я заметила, что среди актеров мало кто дотошно готовится к роли исторического персонажа, копается в истории. Вы насчет этого какого мнения?
К примеру. Мы снимались в минус 27, в холодных, тонких недошинелях. Как люди воевали в них месяцами, я не представляю. Зато цари на картинах все в этих шинелях. Было это? Наверное. Люди были другие, время другое, может, они это выдерживали. У меня полное ощущение, что их рисовали, а потом на них накидывали шубы, потому что это адски холодно. Есть история, которую мы знаем. Мы знаем, что случилось декабрьское восстание, — это исторический факт. Но мы не знаем, о чем на самом деле думали эти люди, что ими двигало. Мы не знаем, как встречались они со своими любимыми, как они занимались с ними любовью и где это было. В этом и есть прелесть кино и прелесть актерской профессии, потому что ты имеешь право не дописать историю, не переписать, но интерпретировать, потому что никто не знает, что было на самом деле.
К смертной казни были приговорены сотни людей, но в исполнение это жесткое наказание было приведено только в пяти случаях. Это благородно?
Действительно, в списке было баснословное количество людей. Надо отдать царю должное. И сами декабристы, и их жены, и дети — все, кто потом был отправлен в ссылку, были на государственной дотации. Может, там есть какая-то подоплека, почему он это сделал, может быть, и нет. Но царь очень осмысленно подошел к вопросу наказания — со многими разговаривал на допросах, потому что пытался понять, зачем это надо было делать. Многие из тех, кто всё это зачинал, на площадь не вышли, многие струсили, бросили товарищей. Многие дали задний ход, потому что были молодыми и поняли, что всё зашло слишком далеко и попахивает кровью. Ему было важно узнать, зачем всё это нужно было делать, ради чего погибли все эти люди, потому что, хоть и был приказ стрелять по головам, погибло много мирных жителей.
Вы верите в идеальный государственный строй? В идеального правителя?
Это невозможно, я не представляю себе такого государства, где все любят правительство. Чушь какая-то. Это сказки в хорошем смысле этого слова, потому что в жизни должен быть баланс. Если не будет баланса, то это будет край. К сожалению, если не будет войн, будет перенаселение, если не будет цунами, то будет перенаселение. Это всё придумано, наверное, не нами, а свыше. Иначе никак.
Леонид Бичевин
Сергей Муравьёв-Апостол, подполковник Черниговского полка
Союз спасения — это реальные общество, в котором состояли реальные люди. Насколько достоверно вам нужно сыграть своего героя? Или никто не знает, какой он был на самом деле, и вы можете рисовать его «портрет» любыми красками?
С одной стороны — да, с другой — всё равно какая-то ответственность существует перед историей, перед мемуарами, перед персонажем тоже. Но кто с меня спросит?
Историки.
Они с ним лично были знакомы? Тут такая тонкая грань на самом деле, нужно иметь ответственность перед самим собой как дань уважения. Это не некий абстрактный, написанный на бумаге персонаж, это был человек, который вдруг взял на себя обязательства творить историю, совершить подвиг, а в итоге — принять поражение и смерть.
Какой герой получился у вас?
Они все были в чем-то плюс-минус похожи: такие успешные ребята во всех смыслах: имя, звание, императорский полк. То есть это элита плюс они герои войны — это, конечно, не могло не кружить голову. Было у них ощущение того, что ты неприкасаемый, что ты всегда на коне. Вдруг в какой-то момент всё это перевернулось практически за одну секунду, потому что происходит несправедливость — необоснованное жесткое наказание от императора за бунт полка — наказание, которого никто не ожидал. В этот момент у многих, кто в императора верил свято, рассыпался образ всемогущего, справедливого, милосердного царя. Плюс какие-то личные обиды, если вернуться к моему герою. Его отец служил в Коллегии иностранных дел, он был приглашен кавалером (воспитателем) к великим князьям Александру Павловичу и Константину Павловичу, был вхож в семью...
Говорят, что любую революцию делают романтики, а пользуются мерзавцы, согласны?
Считаете, что плохо, что хотели отменить крепостное право? Что плохого в том, что кто-то верит в светлое будущее, в справедливость.