Риск на $5 млрд: почему весь мир «приземлил» Boeing
Как Boeing «перемудрил» с улучшением конструкции лайнера 737 MAX, почему Дональд Трамп не защитил американского производителя и сколько корпорация потеряет от вынужденного простоя почти 400 самолетов.
После двух катастроф нового среднемагистрального лайнера Boeing 737 MAX за пять месяцев производитель переживает острый кризис: небо для флагманской модели закрыто над всеми основными рынками — США, ЕС и Китаем; запрет также ввели Австралия, Бразилия, Малайзия, Сингапур, Индонезия, Россия и другие страны. Boeing в итоге был вынужден запоздало рекомендовать приостановить полеты лайнера по всему миру — всего «приземлен» 371 самолет, уже поставленный авиакомпаниям. Судьба остальных более чем 4600 воздушных судов, заказанных перевозчиками, решится, когда станут известны предварительные итоги расследования крушения 737 MAX в Эфиопии. Forbes изучил основные версии катастрофы и узнал, чем грозит производителю нынешний коллапс.
Версии крушения
Boeing 737 является самым массовым среднемагистральным самолетом в истории гражданской авиации. И одним из самых надежных: первый полет лайнер совершил в 1967 году. Однако проектируя новые модели MAX 8 и 9 производитель мог проявить небрежность: самолет, базовые технологические решения которого были заложены еще в 1950-е годы, выработал задел под модернизацию, и к проблемам с безопасностью могло привести стремление к повышению энергоэффективности, отметил журнал Spiegel.
Речь идет об установке новых экономичных двигателей Leap, которые уже использовал главный конкурент Аirbus в модели 320 Neo. Короткие стойки шасси Boeing 737 не позволили разместить большие моторы под крылом. Инженерам пришлось вынести их вперед. В результате нарушилась аэродинамика планера. В редких, экстремальных ситуациях это грозило новым 737 сваливанием.
Чтобы минимизировать риски, Boeing внедрил в программное обеспечение «Систему улучшения характеристик маневрирования» (MCAS). Эта программа функционирует в фоновом режиме при ручном управлении самолетом. Если датчик угла атаки показывает, что самолет начал слишком сильно поднимать нос, программа активирует горизонтальный стабилизатор и выравнивает машину.
Похоже, Boeing недостаточно полно проинформировал эксплуатантов о логике работы MCAS. Возможно, корпорация просто не хотела привлекать много внимания к таким особенностям MAX 8 и 9, чтобы они не заработали репутацию машин, нуждающихся в электронных «костылях» из-за особенностей конструкции, предполагало издание The Wall Street Journal.