Собирание земель русских
Нет ничего вечного. Возникают и распадаются не только государства, но и целые континенты. Кто поверит, что на месте Уральских гор когда-то плескался океан, Сибирь находилась в тропиках, а Карелия – у Южного полярного круга?
Все изменчиво, но многое начинается с прочной основы. В истории континентов таковой выступают кратоны (от греческого κράτος – сила, крепость). Это самые древние стабильные участки коры, своего рода протоконтиненты. Со временем они сталкивались друг с другом, объединялись, прирастали более молодыми морскими и континентальными отложениями. Так, например, на основе Мурманского, Карельского и некоторых других кратонов около 3,5 млрд лет назад сложился Фенноскандинавский щит, ныне охватывающий Скандинавию, Финляндию, Карелию и Кольский полуостров. Удивительно, но без «варяжского влияния» даже в геологической истории России не обошлось… Древние щиты, являясь мощными кристаллическими блоками, в свою очередь служили основой для более крупных древних континентов: Фенноскандинавский и Украинский – для Балтии, Алданский и Анабарский – для Сибири.
Последние 2,5 млрд лет кратоны остаются своего рода очагами стабильности, но образовавшиеся из них континенты – нет. Они сталкиваются, объединяются и вновь расходятся. Причина этих грандиозных изменений – тектоника литосферных плит.
Ваятель материков
Тектоником греки называли искусного строителя или художника. Искусное – упорядоченное – строительство литосферы, то есть каменной оболочки Земли, из отдельных плит – это и есть тектоника. Плиты эти представляют собой обширные жесткие сегменты толщиной до 400 км. Они состоят из твердой земной коры и подстилающих ее верхних слоев мантии. Сегодня наиболее крупные плиты – Евразийская, Австралийская, Антарктическая, Африканская, Индостанская, Наска, Тихоокеанская, Северо- и Южно-Американская.
Земная кора, слагающая плиты, делится на континентальную (из нее состоят континенты) и океаническую (дно океана). Некоторые плиты сложены в основном континентальной корой. Например, Евразийская, на которой умещается часть Евразии, в том числе вся Россия. Другие плиты, скажем, Тихоокеанская, – чисто океанические. Третьи «гибридные»: так, Африканская плита держит на себе почти всю Африку и часть Атлантического океана.
Плиты плывут по пластичному верхнему слою мантии. В своем движении они не могут «разойтись, как в море корабли». Свободного места на поверхности Земли нет, так что плиты постоянно напирают друг на друга краями.
Континентальная кора не столь плотная, как океаническая, а значит, материки не так глубоко погружены в мантию. Поэтому они и возвышаются над ложем океана. И, что важнее, материковые плиты при столкновениях с океаническими остаются «на плаву». Тяжелые океанические плиты подныривают под них, образуя глубоководные желоба у берегов континентов, а потом погружаются в мантию и плавятся. Этот процесс называется субдукцией.
Энергия столкновения плит в зоне субдукции огромна. Даже малой ее части хватает, чтобы миллионы лет питать очаги вулканов. Горячее дыхание сталкивающихся плит формирует дуги вулканических островов, обращенные выпуклой стороной к океану. В подобном описании легко узнать Курильские и Командорские острова, да и Камчатку, соединенную с Евразией тонким перешейком. Эти творения дальневосточных вулканов – самая молодая в России суша, возрастом 30 млн лет и меньше.
Но окраина континента – не всегда окраина литосферной плиты. В Атлантике граница плит проходит по подводным хребтам: Срединно-Атлантическому и Рейкьянес. Здесь непрестанные извержения формируют все новые участки океанической коры. Свежая кора раздвигает плиты, и они движутся вместе с ближайшими континентами.
Атлантический океан изогнут в виде буквы S. Южная часть Срединно-Атлантического хребта, раздвигая плиты, толкает Африку на север, а северная – Европу навстречу Африке. Там, где материки упираются друг в друга, случается коллизия, или столкновение, материковых плит. Даже в учебниках геологии это явление обычно иллюстрируют нагромождением измятых при столкновении автомобилей. Примерно то же самое, только в грандиозном масштабе, происходит с горными породами. Так появились горы Альпийского пояса от Пиренеев до Кавказа с вулканами и сопутствующими землетрясениями. Поэтому и Большой Кавказ – это относительно молодая часть России. Он начал расти около 20 млн лет назад на месте глубокого морского бассейна. Впрочем, отдельные небольшие острова, ныне вздыбившиеся горами, появлялись и раньше – в юрском периоде, и там даже успели наследить динозавры. В тектонических процессах есть и другие, пока не до конца еще понятые закономерности. Так, континентальные плиты каждые 500–700 млн лет, сходятся вместе. Тогда материки объединяются в суперконтинент, собирающий воедино более 75% всей континентальной коры. Он существует около 100 млн лет, а потом постепенно разрушается. Затем цикл повторяется, и «феодальная раздробленность» вновь сменяется единством.