Затерянный Хуэй
Дунгане – уникальный народ. Они говорят на древнем диалекте китайского языка, пишут кириллицей, а живут в Киргизии у подножия заснеженных пиков великого Тянь-Шаня, которые отделяют их от исторической родины – Китая. Как хуэй стали дунганами и оказались по другую сторону от Небесных Гор?
Дорога петляет между терракотовыми остроконечными скалами без какой-либо растительности. Редкие кусты эфедры матового оливкового цвета тут и там торчат из иссохшегося песка. Яркое солнце, синее небо. Прохладный от сырых камней ветер обдувает лицо сквозь опущенное окошко. Из динамиков орет музыка, и мой удалой водитель подпевает треку со сложным текстом и драматической мелодией широко известной в узких кругах группы Тэпин. «МАМАаа ле шуй щун!..» Во весь голос. От души.
Баха – водитель-певец – уроженец Каракола, небольшого городка около озера Иссык-Куль в Киргизии, куда мы с ним сейчас и направляемся. А еще он – дунганин. Представитель народности с уникальной историей и языком.
Первый раз я обратила внимание на эту причудливую народность, еще не зная о ее существовании. В далеком 2010 году, когда я училась в Китае в университете, мы поехали в парк национальных меньшинств в Пекине. Там меня, как настоящего русского человека, привлекла табличка с народностью 回 (пиньинь huí, полное название 回族 huí zú) – в русской транслитерации читается как хуэй. Естественно, это было единственное, что я сфотографировала в том парке. Кто бы мог подумать, что эти хуэй – и есть дунгане, с которыми судьба причудливо сведет меня более десяти лет спустя.
Как же таинственная народность хуэй оказалась в Киргизии и почему их называют дунганами?
О своей истории дунгане рассказывают, как о легенде – когда-то давно мусульманин влюбился в китаянку. У них родились дети – так появились дунгане. И это недалеко от истины.
По сути дела, дунгане – те же самые китайцы, в частности, ни их язык, ни культура, ни происхождение не отличаются от ханьцев – государствообразующей нации Китая. Есть только одно отличие: хуэй с древних времен исповедуют ислам.
Ислам проник в Китай почти сразу же после его возникновения. В эпоху династии Тан (VII– X века) на территорию Китая начали попадать отголоски завоеваний Арабского Халифата – теократического государства, целью которого было распространение ислама. Новая пассионарная религия ворвалась на территорию Срединного государства через Великий Шелковый путь, проходивший мимо озера Иссык-Куль по Синцзяну до Сианя, и на юго-востоке страны, морским путем, и тут же обрела последователей. Однако оформить последователей ислама в представителей отдельного этноса получилось только при монгольской династии Юань.
Империя Монголов завоевала Китай в 1271 году. Трон захватил Хубилай, внук Чингисхана и Борте от их младшего сына Толуя. Он стал первым неханьским императором, правившим всем Китаем, Кореей, Монголией и прилежащими территориями. Он же установил императорскую династию Юань. Хубилай был веротерпимым человеком. Более того, некоторые императоры династии Юань сами исповедовали ислам. Именно во времена этой династии хуэй оформились как отдельная народность.
История этого края настолько переплетена и запутана, подвергалась такому разнообразному влиянию множества разных политических и культурных сил, а государственные границы настолько условны, что бывает непросто в этом всем разобраться. Сложно, например, осознать, что большая половина территории Китая этнически, культурно и религиозно всегда была гораздо ближе к своим соседям, нежели к ханьцам.
Например, то, что раньше называлось Восточным Туркестаном и где сегодня располагаются провинция Синьцзян, относится скорее к Средней Азии. Здесь живут в основном тюрки, исповедующие ислам. По краю этих территорий и вплоть до бывшего Большого Тибета всегда жили племена, исповедующие буддизм ламаистского толка, во многом культурно схожие с монголами – сходство блюд, напитков, обычаев заметно даже сегодня. В итоге получается, что большая часть Китая могла бы стать территорией совсем других стран, и политическая карта этого региона отражает скорее историческую расстановку сил, чем этнокультурную реальность.
Переселение дунган в Киргизию – результат Большой Игры в Средней Азии во второй половине XIX века. Российская империя, распространяя свое влияние на ослабевший Китай и неоформленные регионы Средней Азии, уже имела в своем составе территории современных Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, Киргизии и Казахстана. Русские подошли вплотную к Синцзяну и начали продвигаться на его территорию, поддерживая восстания исламских сепаратистов – хуэй. С 1871 по 1881 год Илийский край – часть империи Цин в Синьцзяне – входил в состав Российской империи. Однако пришлось заключить договор и вернуть 80% территории обратно Китаю, а 20% территории (входящие сегодня в Алматинскую область Казахстана) и несогласные с политикой Китая сепаратисты-дунгане остались у России. Правда, их пришлось переселить – в частности, как раз на территорию современной Киргизии.