Беспилотные машины и умные дороги: какие риски несет в себе транспорт будущего
Автономный транспорт постепенно становится частью нашей жизни. Но законодательство как в России, так и за рубежом еще не готово к полноценной интеграции беспилотных автомобилей в поток машин на дорогах. О том, что можно регламентировать в законах о таких средствах передвижения, рассуждает Ильдар Мухаметзянов, адвокат, основатель онлайн-сервиса юридической помощи Advostar.online.
Во всем мире активно развивается беспилотный транспорт, и Россия в этом плане не исключение. Так, в Москве «Яндекс» тестирует автономные такси, а в июле на трассе М-11 «Нева» запустили первые беспилотные коммерческие перевозки. Пока за рулем машины по-прежнему есть место для человека — водитель контролирует корректную работу техники и при необходимости готов подменить искусственный интеллект (ИИ) за рулем. Предполагается, что в будущем эту роль возьмут на себя удаленные операторы, которые смогут управлять одновременно несколькими грузовиками.
Но у стремительной интеграции ИИ в транспортную систему есть не только плюсы. Сейчас к беспилотным автомобилям есть вопросы с точки зрения законодательства. Например, кто будет нести ответственность в случае аварии с автономным автомобилем? Как будут регулироваться правовые вопросы, если в будущем у такого автомобиля не будет водителя? И что будет, если его удаленно взломают хакеры прямо во время движения?
Рассмотрим, что говорит о беспилотных автомобилях законодательная база в разных странах.
Мировая практика
На территории более 80 стран из Европы, Африки и Южной Америки действует Венская конвенция о дорожном движении, принятая еще в 1968 году. Несмотря на то, что в документ регулярно вносятся дополнения, в нем по-прежнему закреплено, что у каждого автомобиля должен быть водитель. Это сдерживает внедрение беспилотных машин, которые могут передвигаться без участия человека. Именно поэтому Tesla и другие компании, развивающие беспилотное автомобилестроение, предпочитают тестировать свои разработки в странах, которые не ратифицировали Венскую конвенцию на своей территории — например, в США, Китае или Малайзии.
В то же время есть страны, которые активно прорабатывают законодательство в области искусственного интеллекта. Например, в Эстонии ратифицировали закон, который контролирует использование ИИ. В этой стране еще в 2019 году запустили тестирование машинного обучения в сегменте госуслуг и даже попытались сделать робота, который мог бы снимать часть нагрузки с судей.Кроме того, реформы, связанные с ИИ, сейчас активно происходят в ОАЭ. В июле 2023 года в Дубае ввели закон, который регулирует лицензионную и нормативную базу, а также эксплуатационные стандарты для транспортных средств, которые могут перемещаться полностью без участия человека.
Российская действительность
Наша страна подписала Венскую конвенцию еще в 1974 году. При этом в России тоже постепенно появляются отдельные законы, которые регулируют перемещение автономных автомобилей.