Скажу за всю Одессу
Евгений Цыганов — о любви во время холеры, настоящих мужчинах, старой школе, детях и процессе, который часто ценнее результата.
«Мы не знаем, на какие поступки способны, какие чувства могут в нас родиться, мы часто не хозяева своей судьбы. Человек вообще сложное создание, и кино иной раз напоминает о хрупкости нашего существования, наших устоев и табу», — 40‑летний Евгений Цыганов рассуждает о своей сентябрьской премьере — фильме Валерия Тодоровского «Одесса». У него там роль столичного журналиста, который в 1970‑е привозит сына погостить к еврейской родне и собирается уехать. Но город осаждает холера, аэропорты закрыты, а соседская девочка-подросток в коротком платье жаждет сбежать из-под родительской опеки и так нежно кладет голову на плечо.
От дебютной «Прогулки» до всенародно любимой «Оттепели» и недавнего «Мертвого озера» — в своих самых популярных картинах Цыганов играет героев брутальных, скрывающих за внешней невозмутимостью что-то очень важное и этой загадкой сводящих женщин с ума. Героев не образцово-показательных, но скорее положительных. Персонажа «Одессы» Евгений, впервые увидев себя на экране, назвал неприятным типом, но зрителей призывает не судить заранее. «Недавно разговаривал со своим знакомым — настоятелем монастыря в Костромской области, и он сказал: «Мне кажется, сегодня главный грех — это осуждение. Люди даже болеют от этого. Не пытаются разобраться в себе. Но очень беспокоятся, что же там сосед вытворяет». Ему 80 лет, и он говорит об этом как о явлении сегодняшнего дня, появившемся вместе с интернетом и возможностью обсудить всех, выразить свою озлобленность, причем анонимно. Ты теперь не обязан отвечать за свои слова».
Так может ли Цыганов сыграть отрицательного персонажа? «Вот Карандышев в «Бесприданнице» театра Фоменко — мелочный, завистливый, самовлюбленный. Артист, на которого Островский писал эту роль, отказался играть. А я согласился. И получилась очень важная для меня роль, возможность отойти от себя, приблизиться к правде героя. Ему же больно, ему невозможно, местами счастливо. Сергей Васильевич Женовач, который преподавал у нас на курсе, говорил «не надо играть героя глупее себя».