Жизнь без «Яндекс.Новостей»: кто пострадает в случае закрытия агрегатора
Депутаты Госдумы критикуют работу «Яндекс.Новостей». Интернет-гигант, по некоторым данным, рассматривает возможность полностью закрыть проект. Кто пострадает от этого больше — сама компания или СМИ?
В августе депутаты Госдумы начали активно обсуждать вопрос об изменении алгоритма работы «Яндекс.Новостей». Формальным поводом для этого стала ситуация, когда в топ новостного агрегатора попала новость о том, что депутат Госдумы Альфия Когогина предложила запретить использование автомобилей, достигших предельного срока эксплуатации. Сюжет сформировался после публикации «Коммерсанта» 13 августа. Уже через два дня первый замруководителя фракции «Единой России» Адальби Шхагошев предложил гендиректору «Яндекса» Елене Буниной пересмотреть алгоритм подбора новостей, по которому формируется топ «Яндекса». «Все мы стали свидетелями, как новость о частной инициативе одного депутата была подана как новость о том, что этот вопрос прорабатывается в целом всей Государственной Думой. Она длительный период находилась в топе «Яндекса», и, получается, на протяжении всего этого времени граждане получали недостоверную информацию», — недоумевал Шхагошев. Вопрос о необходимости изменить алгоритм работы агрегатора поднимался и на Совете Думы 19 августа — депутаты решили вернуться к нему в октябре.
«Яндекс» не раз подчеркивал, что «Яндекс.Новости» — это агрегатор, в основе которого лежит алгоритм. «Если от канала доставки требуют функции проверки, редактирования и опровержения контента – он перестает быть каналом доставки. Вмешательство в содержание новостей других СМИ невозможно, пока «Яндекс.Новости» остаются агрегатором», — объясняли в интернет-компании.
16 августа «Коммерсантъ» со ссылкой на осведомленный источник сообщила, что «Яндекс» в случае введения новых механизмов регулирования работы агрегатора рассматривает различные сценарии его развития, вплоть до закрытия. Forbes разобрался, кто пострадает больше всего, если это все-таки произойдет.
Что потеряет «Яндекс»
«По сравнению со всем «Яндексом» «Новости» — очень маленький бизнес», — рассказывала в интервью Forbes в 2014 году Татьяна Исаева, которая тогда занимала должность руководителя «Яндекс.Новостей». По данным сервиса «Яндекс.Радар», аудитория «Яндекс.Новостей» за июль 2019 года составила 34 млн посетителей (с учетом заходов пользователя с разных устройств). Аудитория главной страницы «Яндекса» за тот же период времени составила 116 млн. Для самого «Яндекса» трафик от «Новостей» — ощутимый, но они приносят небольшую долю выручки, говорит аналитик «Райффайзенбанка» Сергей Либин. Источник, близкий к «Яндексу», подтверждает - «Яндекс.Новости» приносят незначительную долю выручки компании. Компания не выделяет «Яндекс.Новости» в своей отчетности.