Как выходец из Тамбова зарабатывает сотни тысяч евро в год на элитных шале в Альпах
Мечта жить в другой стране привела разработчика сайтов Александра Потапова во французскую горную деревню Шамони. Там он запустил сервис для аренды шале Chaletowners. С проектом работают более 1500 владельцев недвижимости
Александр Потапов выходит на видеосвязь с Forbes в футболке и солнцезащитных очках. Пейзаж на заднем фоне напоминает фотообои: справа и слева зеленые деревья, позади высятся склоны французских Альп. Из России в это живописное место Потапов переехал пять лет назад. С тех пор он так и не выучил французский, зато запустил в горах компанию Chaletоwners. Оборот сделок на этом сервисе бронирования роскошных шале с каминами, декоративными головами оленей на стенах, бассейнами и вертолетными площадками на курортах Куршевеля, Вербье и Шамони в 2018 году составил порядка €1,5 млн, €140 000 из которых в виде комиссии заработала сама платформа. На вопрос о клиентах Chaletоwners 33-летний Потапов отшучивается: «Те, кого нельзя называть: миллиардеры, министры разных государств и члены королевских семей». Найти в открытом доступе подтверждения этой информации Forbes не удалось.
Программист-путешественник
Александр Потапов родился в немецком Лейпциге, где в то время в одном из советских гарнизонов служил его отец. Когда мальчику было три года, семья вернулась на родину — в Забайкалье, а через пару лет переехала в Тамбов. Там Потапов вырос и выучился в местном лицее с углубленным изучением немецкого языка.
Еще в конце 1990-х старшеклассником он увлекся созданием сайтов. «Тогда все плохо понимали, зачем нужен интернет, но крупные компании уже старались делать себе веб-страницы с разноцветными шрифтами и ярким фоном», — вспоминает Потапов. Он стал самостоятельно изучать программирование и уже в 14 устроился на первую работу — в агентство, которое занималось разработкой веб-страниц для нефтегазовых компаний, банков и других российских организаций, но название которого предприниматель не помнит. Офис агентства находился в Москве, поэтому Потапов работал дистанционно: «Школу ведь окончить надо было».
В начале 2000-х он вслед за многими одноклассниками поступил в популярный среди местных вуз — Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ). Его Потапов, однако, так и не окончил: через «Живой журнал» подружился с москвичами и решил перебраться в столицу. Со второго курса факультета рекламы и связей с общественностью ТГТУ он перевелся на второй курс факультета предпринимательства в культуре Московского международного университета (ММУ). «Проблемой это не стало: моей специализацией в ММУ стал маркетинг, и все пройденные ранее предметы мне зачли», — объясняет Потапов.
В Москве он продолжил разрабатывать сайты на фрилансе, а вскоре нашел подработку — стал помощником продюсера российской поп-исполнительницы An-Ya. «Декана моего факультета попросили помочь найти среди студентов человека на эту должность, и он порекомендовал в том числе меня», — говорит Потапов. Около года продюсерская команда вместе с ним занималась продвижением певицы в Америке, но так и не смогла вывести песни An-Ya в топы чартов. В итоге проект свернулся, вспоминает Потапов.
В конце 2007 года он решил заняться своим делом. Идея для старта пришла сразу: начинающий предприниматель решил запустить аналог сервиса Booking в Черногории — популярной у российских туристов стране с лояльными условиями для длительного безвизового пребывания. Выбор бизнес-модели он объясняет желанием уехать из России: «В те годы в нашей стране было много денег, которые не вкладывались в важные направления — инфраструктуру, медицину и прочее. Я жил на Кутузовском проспекте и каждый день видел кортеж [президента Владимира] Путина и [премьер-министра Дмитрия] Медведева. Подумал, что не хочу платить свои налоги тем, кто не развивает страну. Кому-то из нас нужно было уехать. Поскольку они никуда уезжать не собирались, то уехал я».
Зимой 2008 года Потапов взял с собой рюкзак, недописанную дипломную работу и улетел в Будву — прибрежный курортный город Черногории. На месте он снял квартиру за €300 в месяц и отправился общаться с агентствами, которые сдавали в аренду номера мини-отелей и гостевые дома. «Дистанционно я курировал разработку довольно крупного сайта: нужно было провести анализ рынка, придумать концепцию и способ ее воплощения. Мое физическое местоположение для этого не имело значения», — говорит предприниматель. Денег, которые он получал за «фриланс», хватало на жизнь и подготовку к запуску бизнеса в другой стране, уверяет Потапов.
Он хотел сделать агрегатор предложений местных агентств. Ни Booking, ни Airbnb еще не успели занять черногорский рынок, и Потапов надеялся «откусить» кусок рынка организации путешествий. Но ожидания не оправдались: агентства и владельцы недвижимости не понимали, зачем менять привычную схему работы, и отказывались от сотрудничества с агрегатором. «В 2010-м, когда мы предлагали черноморским мини-отелям разместить предложения и цены на нашем сайте, на нас тоже смотрели, как на дураков. Говорили: «Бронировать через сайт никто не будет, лучше укажите наши контакты». Думаю, в Черногории было так же», — рассуждает основатель российского сервиса онлайн-бронирования жилья Tvil Алексей Черепахин.
В Будве Потапов провел около полугода. Так и не найдя партнеров, он вернулся в Москву.