Екатерина Рыбакова — о принципах воспитания в семье миллиардера
Президент «Рыбаков Фонда» и жена бизнесмена из первой сотни Forbes рассказала, как воспитать в ребенке предпринимателя, почему они с мужем не отправили детей учиться за границу и правда ли, что Рыбаковых-младших лишили наследства.
Пока сооснователь корпорации «Технониколь» Игорь Рыбаков штурмовал список Forbes (за последние пять лет состояние бизнесмена увеличилось с $450 млн до $1,3 млрд), его жена Екатерина штудировала книги по психологии и педагогике, воспитывая четверых детей: двоих дочерей и сыновей. В 2015 году полученные за годы практики опыт и знания — в бизнесе у Игоря и в воспитании у Екатерины — супруги решили направить на благо общества и основали «Рыбаков Фонд».
По мнению Екатерины Рыбаковой, если мы хотим увидеть позитивные изменения в социуме, начинать работать с человеком необходимо на раннем этапе становления личности. Поэтому в фокусе деятельности фонда — образование и школа, где детям предстоит получить жизненно важные навыки. О том, что это за навыки и как раскрыть потенциал каждого ребенка, президент «Рыбаков Фонда» рассказала «РБК Стиль».
— Как вы пришли к идее заняться филантропией?
— В определенный момент мы поняли, что для нашей семьи начался новый этап: Игорь вышел из оперативного управления бизнесом, дети подросли, и у нас появилась возможность сосредоточиться на чем-то помимо бизнеса и семьи. Мы ощутили потребность в поиске новых целей, новых смыслов, и ответом на эту потребность стало открытие фонда.
Кажется, что многое можно изменить к лучшему, просто потратив на это часть своего времени, энергии, ресурсов. Мы все ждем каких-то позитивных изменений, того, что общество станет благополучным и процветающим, но для этого нужно начать делать что-то самим.
— Почему вы решили направить свою деятельность на образование?
— Для нас все началось с программ, посвященных теме предпринимательства. Причем казалось важным не столько поддерживать конкретных предпринимателей, сколько популяризировать и продвигать саму идею, пропагандировать предпринимательские мышление и подход к жизни. Но еще на раннем этапе работы фонда мы поняли, что точкой приложения наших усилий для этого должно стать образование.
— А что именно отличает предпринимателя от любого другого человека?
— Предприниматель, сталкиваясь с проблемой, воспринимает ее не как какую-то преграду, а как задачку, которую нужно решить. В отличие от человека, не обладающего предпринимательским мышлением, он видит за этой проблемой новые возможности. И это то, что нужно развивать в ребенке или подростке, вне зависимости от того, какую профессию он в дальнейшем выберет.
Понаблюдайте за детьми младшего возраста: они все предприниматели. Дети живут в мире своих фантазий, которые пытаются воплотить в игре. Детская игра — не что иное, как предпринимательство. И если мы в наших детях поддерживаем это умение воплощать свои идеи в игре, то есть в практике, то мы вырастим поколение предпринимателей. Главная задача — не задавить эту инициативность и веру в свои силы.
— Как в этом отношении обстоят дела в сфере образования?
— Открытость, ориентированность на реальную практическую деятельность — это то, чего не хватает школьной системе. И мы, «Рыбаков Фонд», сейчас стараемся привлекать в школу людей — носителей практического опыта, которые станут окном в мир для школьной системы.
Если ты хочешь добиться чего-то, отстоять свою позицию, то всегда нужно понимать, с кем именно ты споришь. Мы спорим с теми, кто поддерживает школу как закрытую организацию, в которой взаимодействуют только ученики и педагоги. Кроме академических знаний и не самого полезного опыта бездумного подчинения дети в таких школах ничего не получат. Они не знают, как применить приобретенные знания, как ставить цели и достигать их, как предвидеть последствия своего выбора и нести за него ответственность. Это и есть те жизненно важные навыки, которые тесно переплетаются с предпринимательскими.
Для того, чтобы дети могли развить эти навыки, школа должна стать открытой. Она должна начать взаимодействовать с внешним миром, с людьми, не находящимися в системе образования. С теми, кто занимается бизнесом, практической деятельностью, — вот над этим мы работаем.
— Что «Рыбаков Фонд» предпринимает в этом направлении?
— В первую очередь мы проводим конкурсы среди таких школ, которые являются центрами социальной жизни в своем регионе, городе, районе. Сами находим их, выявляем лучшие практики, помогаем коллективам этих школ находить друг друга, общаться, обмениваться опытом, и, самое главное, мы наблюдаем за тем, какие эффекты такие подходы в образовании дают.