Как изменились клубы за 10 лет: что вместо гламура, «бухла» и съема на ночь?
8 профессионалов рассказали нам о том, какая трансформация произошла с клубной жизнью за 10 лет
За последние десять лет, по моим ощущениям, в клубной индустрии изменилось многое. Разобщенность публики сократилась, все разбрелись по своим центрам притяжения, гламур остался где-то далеко и воспринимается как ненужный хлам из 2000-х, а съемом в клубе на одну ночь среди миллениалов вообще не пахнет.
Теперь мы делаем ставку именно на музыку и танцы, а не на другие побочные действия. Мы уже не тусуемся с четверга по понедельник, как это было раньше, а выбираем для себя алмазы. В клубы стало попасть легче, но дороже. Теперь, чтобы завлечь аудиторию, промогруппы должны сильно постараться не только со звуком, но и со светом, декорациями, инсталляциями и коллаборациями.
Нам стало интересно, что думают об изменениях сами участники клубной индустрии и люди, которые ее развивают, поэтому наслаждайтесь целостностью разных мнений.
Рустам Мирзоев
Диджей, бывший промоутер вечеринок Techno Gipsy
С первой вечеринки в Gipsy прошло уже больше 8 лет. Нашей публикой были люди, которые не сильно заморачивались по поводу трушности. Жанры музыки были не важны, они просто хотели танцевать под яркую музыку под открытым небом летом в Москве, радоваться жизни, друг другу и слышать что-то новое и интересное для себя.
Сейчас мы видим много изменений. Подросло большое поколение, часть из которого вышла из нашего комьюнити. Такие промо группы как Volks и Update — это вообще наши родные дети. Они используют по сей день те наработки, которые мы изобрели, и поэтому я только радуюсь, что теперь все стало больше и ярче.
Что произошло с клубной индустрией за последние 10 лет?
За 10 лет мы увидели, что хоть в индустрии и делают новые и яркие эксперименты, но, увы, так, как делали мы, никто и близко не пытается сделать. Никто не хочет изобретать велосипед, все катаются на своем трехколесном. Так спокойнее в нынешние неспокойные времена.
Sergey Sanchez
Диджей, музыкант, радиоведущий, создатель вечеринки Sanchez Thursdays
Действительно, за 25 лет моей профессиональной деятельности «клубная индустрия» кардинально изменилась. А за последние 10 лет люди особенно привыкли, адаптировались к электронной музыке, она стала доступна в пределах одного клика.
На формирование нового отношения к клубным событиям и отдыху повлияло несколько факторов. Первое — это появление в феврале 2013 года закона о запрете табакокурения в общественных местах, а также рекламы сигарет. Из индустрии ушли огромные бюджеты, на которые проводились мощнейшие мероприятия, фестивали и привозы топовых зарубежных артистов по всей стране от Калининграда до Владивостока. Как это не спорно звучит, но деньги табачных компаний способствовали развитию, пропаганде и процветанию клубной культуры.
Второе — это появление социальных сетей и смартфонов, которые родили новое поколение интровертов. Молодым людям стало трудней выходить из дома и находить причины для того, чтобы быть в кругу счастливых, но незнакомых сверстников. Между артистом и публикой появился девайс, а вместе с ним задержка и провалы в восприятии происходящего, равные времени необходимом для размещение фотографии в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) или простому check-in.
При этом произошло удешевление, упрощение и доступность способов создания, воспроизведения, поиска, обучения, а также технологий продвижения электронной музыки. Появились очень интересные артисты, которые мощно вторглись на мировой рынок.
Алиса По
Соосновательница телеграм-канала «Психо Daily»
В один из первых «взрослых» походов в клуб, мы с однокурсницами сбежали со своего «посвящения в журналисты» в клуб «Культ» до закрытия танцевать под Анатолия Айса. Следом в жизни появилась, конечно, «Солянка». А когда я устроилась работать в LAM (Look At Media — прим. ред.), клуб вообще стал вторым домом.
«Солянка» выступила для меня в роли старшей сестры: показывала успешных «взрослых» людей, давала послушать классную музыку и знакомила с будущими друзьями. В то же время, 2010-2011 годы, была самая приятная эпоха клуба «Родня». Под арт-директорством Василины Мороз и Артема Рязанова, каждую неделю там проходили то вечеринки будущего лейбла «ГОСТ звук», то выступления каких-нибудь славных хаус или бэйс исполнителей. Пару раз я была в старой «Арме», но там мне как-то не везло с лайн-апом и было скучно. Зато хорошо помню, какие вечеринки я тогда пропустила, и жалею до сих пор. Недолгую, но яркую жизнь прожил ещё «Моспроект-2», где редакторы модных медиа ставили музыку через АUX и страшно напивались.