Военная тайна 13-летнего подростка
Подросток, который выводит из себя не только домашних, но и одноклассников, может довольно быстро стать воспитанным и вежливым
Женщина пришла жаловаться — это было видно с первого взгляда. Я приготовилась слушать.
— Моему сыну врачи ставят синдром Аспергера, — замолчала, смотрит выжидательно. Хочет увериться, что я знаю, что это такое?
— Да, да, — с готовностью киваю я. — Модный диагноз, его сейчас охотно ставят.
— Но у него и правда нарушения.
— Вот и расскажите о них — конкретно и подробно. Начните с того момента, когда вы — именно вы, а не врач — заподозрили, что с ребенком не все в порядке.
— Он рисовал схемы метро и еще какого-то фантастического подземного мира, в котором жили такие огромные червяки и одновременно как бы поезда. Если в них сесть, то иногда можно было и доехать куда-то, а иногда перевариться, ну как в желудке или в кишке — понимаете? Ему тогда было три или четыре года...
— Необыкновенно мило, — поежилась я, живо представив себе этот подземный мир и его жителей.
— Я уже тогда обращалась. Но психолог сказал, что это совершенно нормально и даже хорошо, потому что у ребенка такая богатая фантазия. Но это были еще цветочки, не поверите, но теперь я тех червяков вспоминаю почти с ностальгией. Потому что они были хотя и ужасные, но все-таки живые и транспорт.
Я испытующе взглянула на женщину. С ней-то с самой все в порядке? И что же у нас теперь в виде «ягодок» у ее ребенка? Зомби?
— Сколько лет вашему сыну?
— Тринадцать.
— Он учится в обычной школе?
— Он учится в лицее, но родители уже два раза писали коллективное письмо — один раз классному руководителю, а второй раз директору, чтобы его из класса и из лицея убрали.
— С успеваемостью, насколько я понимаю, у него все в порядке?
— Не совсем. Есть предметы, которые он считает нужными, по ним он успевает отлично, и у учителей к нему никаких претензий. Что же касается «ненужных» предметов...
— Какие же предметы ваш сын считает ненужными?
— Из основных — русский язык и литературу. При этом он сам много читает, правда, в основном не художественную литературу, но прямо на уроке может заявить: изучать, что сказал писатель в своем произведении по мнению каких-то других людей, — это идиотизм, потому что каждый может прочитать и составить свое мнение, а дополнительные сведения о писателе и произведении, если понадобится, всегда можно найти в интернете.
— Держать свое мнение при себе он не способен?
— Абсолютно верно. И в этом одна из основных проблем.
— А другие основные проблемы?
— Его увлечение. Это основное. К особым мнениям в их лицее относятся довольно лояльно. Но вот с этим не могу смириться даже я сама. И именно об этом писали директору родители.
— И чем же он у вас увлекается? — с любопытством спросила я, мысленно поставив на зомби — воскрешение мертвецов и использование их в народном хозяйстве.
— Оружием.
Я испытала разочарование.
— Многие мальчики увлекаются оружием...
— Тут важен количественный и качественный аспект. Он уже несколько лет просто не говорит и, кажется, даже редко думает о чем-то другом.