Александр: из эллина в азиата
За короткий срок выдающийся полководец превратился из «первого среди равных» в безумного азиатского деспота, не терпящего возражений.
Так уж сложилось, что фигуру Александра Македонского в памяти потомков окружает какой-то особый, романтический ореол. Подобного «особенного» отношения не удостоился больше никто из полководцев древности. Даже Ганнибал и Цезарь — при всём их величии — не вызывают в сердцах такого трепета...
Ахиллес, покоривший мир
Причина всеобщей «александромании» объясняется просто. В личности знаменитого македонянина — фактически в первый и в последний раз в истории! — соединился одновременно и гениальный полководец, и привлекательный молодой мужчина, и вместе с тем великий воин.
Ганнибал и Цезарь сокрушали армии и царства, но сами лично не сражались в боях — они только руководили. Александр же создал огромную империю, простирающуюся от Греции до Индии. И при этом он сражался плечом к плечу со своими воинами.
Не восхищаться Александром невозможно. Это неистовый Ахиллес, ставший властителем полумира. Но обратная сторона любого завоевателя — даже такого «обожаемого», как Александр, — это диктатура. Создавая необъятные империи, перестаёшь сознавать ценность обычной человеческой жизни. И Александр Македонский не стал исключением...
Первый учитель
Когда в 356 году до н. э. у македонского царя Филиппа II и его супруги Олимпиады родился сын, это событие осталось совершенно не замеченным современниками. Действительно, кого могла интересовать маленькая и слабая Македония, расположенная на самой окраине эллинского мира?
Однако царь Филипп энергично проводил реформы (в первую очередь военные), стремясь покончить с «захолустным» статусом своего царства. Сыну своему — Александру — правитель решил дать не традиционное (примитивно-военное) македонское воспитание, а утончённое греческое. В 343 году до н. э., когда Александру исполнилось 13 лет, его воспитателем был приглашён знаменитый Аристотель.
Три года Аристотель был наставником македонского царевича. Эти годы Александр впоследствии вспоминал с благодарностью. «Отцу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно», — любил позднее повторять полководец.
Скандал в благородном семействе
В ранний период жизни Александра его отношения с отцом были вполне сносными. Ссоры бывали, но они не переходили грань допустимого.
Эта идиллия рухнула в 337 году до н. э. (Александру тогда исполнилось 19). Виной всему, как всегда, стала женщина. Царь Филипп внезапно женился на 18-летней красавице Клеопатре. Для Олимпиады и Александра это стало жестоким ударом.
Олимпиада сквозь пальцы смотрела на многочисленные измены супруга. Не возражала она и когда Филипп брал в жёны принцесс из покорённых племён (обычаи Македонии допускали многожёнство). Но в случае с Клеопатрой всё было совсем иначе! Законная жена из знатного македонского рода — это прямая угроза статусу Олимпиады как царицы. И прямая угроза её сыну Александру как наследнику.
Разразился жуткий семейный скандал. Олимпиада в ярости покинула Пеллу (столицу Македонии) и укрылась у своего брата — эпирского царя. Александр пока остался. Но отношения с отцом были испорчены.