Заметки о Каппадокии
Телефонный звонок раздался октябрьским вечером. Звонил старый друг и коллега по работе. «Послушай, давай съездим в Каппадокию в ноябре. Жара спадёт, народу будет поменьше, да и цена приемлемая».
Каппадокия — исторический регион в современной Турции, расположенный в центральной части малоазиатского, или, как его ещё называют, Анатолийского полуострова, между массивом Тавра на юге и Понтийскими горами на севере. Известен благодаря особенному рельефу, пещерным поселениям и подземным городам, в которых скрывались первые христиане. Мне давно хотелось побывать там.
И вот аэропорт в Анталии, знакомство с гидом, ночёвка в отеле, посадка в автобус и — долгожданное путешествие в «страну прекрасных лошадей»* — так называли Каппадокию в древности. Путь нам предстоял не очень близкий: сначала на север через отроги Тавра, затем на восток до Коньи, древней столицы Конийского султаната, города кружащихся дервишей, в котором жил когда-то Омар Хайям, а там — полторы сотни километров по выжженной степи до Аксарая.
* Полторы тысячи каппадокийских скакунов составляли главную гордость конницы персидского царя Дария Великого и его сына Ксеркса. Александр Македонский, завоевав Анатолию в 332 году до н. э., создал отряд ударной кавалерии на лошадях, вывезенных из Каппадокии.
Анатолия не только колыбель древнейших мировых цивилизаций: хеттской, шумерской, ассирийской… В течение многих веков здесь пролегал Великий шёлковый путь — разветвлённая сеть караванных маршрутов, которая связывала Средиземноморье со странами Центральной Азии и Китаем. По этой грандиозной торговой артерии, начиная со второго века до нашей эры, купцы везли для продажи европейцам драгоценные шелка и камни, пряности и красители, золото и серебро. Объём торговли даже по нынешним меркам был велик. По Великому шёлковому пути шли не случайные торговцы с тюками шёлка за плечами, а большие караваны в сопровождении проводников и надёжной охраны, насчитывавшие сотни вьючных животных. Шли месяцами, преодолевая горные перевалы и реки, обходя пустыни и места, где свирепствовали эпидемии и грабители, а на ночлег или на более длительный отдых останавливались в «гостевых домах», караван-сараях, которые обычно располагались на расстоянии дневного перехода верблюжьего каравана, то есть в 30—35 километрах друг от друга.
После великих географических открытий XV—XVI веков межконтинентальные сухопутные торговые пути не выдержали конкуренции с морскими перевозками. Караван-сараи опустели и стали разрушаться. Их руины по обеим сторонам шоссе, по которому мы проезжали, остаются, возможно, последним материальным напоминанием о временах, когда в этих краях кипела жизнь.
Мы посетили одну из старинных гостиниц — караван-сарай Султанхани, настоящий памятник средневековой тюркской архитектуры, который построили в 1229 году турки-сельджуки. Султанхани — мощное, напоминающее крепость сооружение со сторожевыми вышками и прекрасно сохранившимся резным порталом. Внутри, за толстенными стенами, располагались небольшая мечеть, которую окружали летние и зимние жилые помещения для гостей и персонала, бани, кухни, складские строения и места для вьючных животных.
В последние годы в Султанхани и во многих других караван-сараях ведутся реставрационные работы, их переоборудуют в гостиницы для туристов. По словам гида, эти здания сдают в аренду частным лицам, которые должны дать новую жизнь памятникам прошлого.
Через два дня путешествия мы наконец добрались до места назначения.
Каппадокия — одно из самых диковинных мест на Земле. Прежде всего, из-за рельефа поистине неземного, сказочного, фантастического, невероятного…
Как считают геологи, примерно 10 млн лет назад (в середине миоцена*) произошло столкновение аравийской и анатолийской тектонических плит, вследствие чего на территории нынешней Каппадокии образовались глубокие разломы земной коры и резко усилилась вулканическая активность. Из этих трещин на поверхность вырывались тучи раскалённых газов с вулканическим пеплом, частицами пемзы и других геологических пород, нагретых до высокой температуры, однако излияний лавы не происходило. Вулканологи называют такой вид вулканической деятельности извержениями катмайского типа, характерная черта которого — большой объём изверженных материалов.
* Миоцен — первая эпоха неогенового периода кайнозойской эры (около 23—5,3 млн лет назад). На протяжении этой эпохи в результате столкновений материковых плит образовались Альпы, Гималаи, Анды и Скалистые горы.
Оседая на землю в горячем состоянии, частицы пепла спекались, образуя мягкие вулканические породы — туфы. «Трещинный» вулканизм продолжался с перерывами в течение нескольких миллионов лет; в результате в этой части Анатолийского плато возник мощный, толщиной до 200 метров, пласт изверженных пород, в частности туфа.