Виктория Фомина: Почему рабочие профессии вновь становятся престижными
Принято считать, что выпускник вуза пользуется большими привилегиями, чем специалист технической профессии. Но так ли это на самом деле? «Сноб» вместе с Викторией Фоминой, руководителем отдела маркетинга Volvo Construction Equipment в России и СНГ, пытается разобраться, какой воротничок следует примерить желающим зарабатывать больше — традиционный белый или все-таки синий?
Дипломы вузов сегодня не являются гарантией профессиональной востребованности. По данным портала Superjob, 80% дипломированных специалистов имеют проблемы с устройством на работу, 40% не проходят конкурсный отбор из-за отсутствия опыта, 12% не могут устроиться по специальности, 5% отказываются от предложений работодателя из-за низкой зарплаты.
Сварщик дороже менеджера
Ситуация напоминает сюжет плохой комедии: потратив 5–6 лет жизни на учебу, бывшие студенты вузов сталкиваются с теми же трудностями при приеме на работу, что и школьники, окончившие 11 классов. И это все в условиях кадрового голода на рынке. Работодатели трубят о нехватке персонала и готовы щедро оплачивать его труд. Вот только речь идет не о «белых воротничках» с высшим образованием, а о сотрудниках рабочих специальностей («синих воротничках»).
Масла в огонь подливает HeadHunter. По прогнозам компании, люди рабочих профессий могут претендовать на самые высокие зарплаты в ближайшие годы. В 2018 году спрос на таких сотрудников увеличился на 205%, и это далеко не предел. Прогнозы аналитиков HH подтверждают данные базы вакансий «Работа в России», согласно которым самой высокооплачиваемой в стране является профессия сварщика — зарплаты тут не опускаются ниже 100 тыс. рублей в месяц (независимо от региона). На втором месте — строительные специальности.
Диплом или деньги?
Выбор вроде бы очевиден. Молодым людям проще и выгоднее получить среднее профессиональное образование, чтобы быть уверенными в стопроцентном трудоустройстве и высоком заработке. Однако на практике работодатели в один голос заявляют о колоссальном дефиците «синих воротничков». Центры профподготовки отмечают, что к ним для повышения квалификации приходят в основном уже действующие работники в возрасте 40–50 лет. Молодежь тоже, конечно, приходит, но не массово. Причина — низкий уровень престижа рабочих профессий и «советское» воспитание родителей, основанное на культе высшей школы. В итоге сегодня для 71,7% мам и пап высшее образование ребенка является необходимой социальной нормой. Несмотря на это, по данным НАФИ, уже в 2015 году более 8% семей, где оба супруга имеют высшее образование, жили за чертой бедности, а 1,4% не хватало денег даже на продукты. Сами школьники не могут создать альтернативу родительскому выбору, поскольку 90% из них не определились с профессией и не знают, где искать информацию и к кому обращаться по вопросам профориентации (результаты опроса в рамках проекта Минпросвещения РФ «Билет в будущее»).