Работа с тенью и коуч Депардье: 9 секретов личного роста от бизнесменов и топ-менеджеров
Основатель Gett Дэйв Вайсер, президент холдинга Dentsu Aegis Network Олег Поляков и владелица компании Rusmoda Оксана Лаврентьева рассказали Forbes Ontology о своих университетах персонального развития.
Каким образом президент холдинга Dentsu Aegis Network Олег Поляков развивает свою компанию, покоряя непальские восьмитысячники. Какую пользу владелице компании Rusmoda Оксане Лаврентьевой принес тренинг по работе с тенью. С какой целью генеральный директор Senior Group Алексей Сиднев занимался с коучем Жерара Депардье. С помощью каких психологических практик основатель Healthy Food Дмитрий Пронин проходит через кризис в бизнесе и как боксерские спарринги помогают члену правления Forbes Russia Филиппу Серажетдинову улучшить технику переговоров.
Читайте их истории в новом материале Forbes Ontology и поступайте в осенний университет Forbes Ontology 12, который пройдет осенью 2019 года на высоте 90-го этажа в «Башне Федерация» в московском Сити, чтобы за двенадцать уикендов получить полноценную навигацию по современным проверенным методикам персонального развития. Кстати, один из спикеров Forbes Ontology 12 — герой этого текста и глава Gett Дэйв Вайсер каждый день встает в шесть утра, чтобы помедитировать.
Дейв Вайсер, основатель и генеральный директор Gett
Расскажу случай, который изменил мою жизнь в самом начале карьеры. Я жил в Тель-Авиве, большая американская компания Converse доверила мнe открыть их бизнес на российском рынке, вырастить его до оборотов в сотни миллионов долларов. Я был слишком неопытен для этой задачи, руководить большим количеством людей и проектом огромного масштаба. Свою неопытность я компенсировал огромным количеством часов работы и усилий. Работал до изнеможения по 18 часов в сутки, слезал с кровати и шел на работу, полгода в таком режиме. И вот в один прекрасный день выезжаю с парковки, только что закончился конференц-колл, и со мной происходит что-то непонятное и невероятное. Остановил машину. Голова оставалась холодной с абсолютно четким сознанием. А тело охватила крупная дрожь, пот и слезы градом. Как будто моя собственная нервная система включила программу рестарт и дергает за все ниточки. Очевидная физическая перегрузка и изнеможение. Это был сигнал стоп, было очевидно, что мои инструменты управления надо было менять и расти. Всегда есть нагрузка, которая тебе не по силам. Надоб ыло овладеть практиками и опытом, который позволит мне справиться с собой даже в ситуации взрывного роста.
Я по-прежнему встаю в 6 утра, но завел правило — до того, как взять телефон и посмотреть почту, медитирую 10 минут. Медитация дает внутреннее глубокое понимание, как все вокруг меняется и каким тебе нужно быть в новой ситуации. Например за всю историю компании Gett я три раза полностью поменял себя и свою роль генерального директорa. Например, если бы сейчас я делал то, что я делал как генеральный директор в 2010, мы бы не смогли так расти. Необходимо было это понять, чтобы совершить все свои трансформации.
Еще я научился любить кризисы. Ты не можешь всего предвидеть: обычно проблема похожа на грузовик, который на тебя мчится на полной скорости по встречке. Не зря в Кремниевой долине инвесторы прежде всего смотрят проекты тех людей, у кого уже были провалы, кто набил немало шишек: навык проходить через кризисы — ключевой для предпринимателя, без него не пройти ни через первую «долину смерти», ни выбраться из следующих ям. Теперь, когда на меня летят эти «грузовики» - я знаю, что абсолютно всегда за каждым кроется новая возможность, и нахожу решения. И тут медитация становится моей подзорной трубой.
Олег Поляков, президент холдинга Dentsu Aegis Network
В этом году исполнилось ровно 20 лет моему роману с горами. Горы – это не только спорт, это храм, где я исповедую свою религию. В этом году я решил отметить это событие с близкими друзьями в Непале. Мы сходили вместе в трекинг и потом был отличный вечер в Катманду, где мы организовали «квартирник» Гребенщикова. Я слушал его песни, сидел и подводил итоги.
На самом деле, понятно, что компания, которой я управляю, — это слепок моих представлений о том, как устроена эта жизнь. Я не мыслю свою жизнь без гор. Можно считать, что мой личностный рост происходит там. Очевидная для меня параллель: бизнес – как восхождение, надо рассчитать силы, надо понимать свою стратегию, что ты делаешь на старте, что на подходе к вершине, сколько сил, времени и ресурсов требуется для спуска. Любое восхождение начинается на равнине – психологически и физически ты включаешься в процесс еще месяца за три. Горы – это не совсем спорт. Но если говорить про спортивную подготовку – то это циклические виды спорта: плавание, бег, велосипед. Такие виды спорта, они все про выносливость, хорошо помогают поддерживать бизнес в правильном тонусе.
Гора — это всегда набор плановых и неплановых сложностей, с которыми приходится сталкиваться. И не всегда гора берется с первой попытки — как и новые задачи в бизнесе. Ты не дошел в этом году — но это не значит, что гора тебе не под силу или что тебе надо лучше тренироваться, это просто значит что в этом сезоне она тебя не пустила. Например, у меня было три попытки восхождения на Эверест. В 2015 года я попал в землетрясение на Эвересте, в следующий раз в 2017 — в сильный шторм, только в 2018 смог взойти на вершину. Два раза я пытался зайти с севера, но в третий раз пошел с юга – поменял стратегию, и все сошлось. С горами все нелинейно, что-то должно произойти в пространстве, сначала ты сам должен взять свой новый уровень, и это не только про физическую подготовку.
В этом году я ходил на одну из самых знаковых гор на планете, Ама Даблам, она считается одной из самых технически сложных в мире, это «зачет» для любого альпиниста. Все восхождение на нее – одна большая критическая ситуация: любое неосторожное действие и без вариантов – ты гибнешь. Один неверный шаг и тебе хана. Очевидно, это учит поведению в самых экстремальных ситуациях. Когда в бизнесе возникают похожие, ведешь себя как на горе, плюс-минус одинаково. Главное – сразу же разделить опасный кризис на мелкие составные части и свои действия — на много маленьких шагов. И это само по себе успокаивает и дает концентрацию. Точно также я себя учу не нервничать на работе: любую критическую ситуацию можно разделить на составные части. Еще и горы, и бизнес – это про людей и про партнерства. В последние годы я хожу в связке с одним из самых известных мировых альпинистов Максуром Шумаевым из Казахстана. Мы примерно одного возраста, только он — 12-ый человек на планете, который взял все четырнадцать восьмитысячников без кислорода. Также и в бизнесе — нужно окружать себя теми, кто, как минимум не слабее тебя.
Оксана Лаврентьева, владелица компании Rusmoda
Каждый раз, когда я формирую внутренний запрос о переходе на следующий уровень, появляются и люди, которые могут на этот уровень привести. Именно так получилось с Высшей школой экономики, где я училась два года на программе «Психологический коучинг» у Андрея Рассохина. Так вышло и с мастер-программой в INSEAD — Challenge of Leadership клинического профессора по развитию лидерства и организационным изменениям Манфреда Кетс де Вриса и почетного профессора по развитию лидерства, Рауля де Витри д'Авокура. И не надо думать, что там ты оказываешься в кругу томных девушек, интересующихся психологией. В ВШЭ было много HR-экспертов женщин, а вот в INSEAD меня окружали в основном мужчины владельцы бизнеса или топ-менеджеры. То есть везде я была среди людей, которым это надо не только для души — но прежде всего для дела.
В INSEAD лидерская программа базируется на психологии, и задачи, которые перед тобой ставятся, больше психологические, чем деловые. После INSEAD я приняла решение, что не буду больше генеральным директором, и решила его нанять. И это для меня был очень правильный шаг, потому что я человек креативный, хороший стартапер, но когда все встает на рельсы — мне скучно, тяжело, не люблю операционную деятельность. Поняла, что себя надо использовать по назначению. Эта рокировка помогла мне стать более эффективной, чем раньше.
И также осознала, что мой ресурс — конечен, и я должна перестать расплескивать его в разные стороны. Я всегда за то, чтобы выпить снотворное, чем мучаться бессонницей до 5 утра, вопреки всему, что ЗОЖ-эксперты говорят о таблетках. Раньше я много занималась йогой, теперь мне больше подходит динамическая медитация — это может быть треккинг или силовая тренировка, на ходу голова лучше отключается, а у меня стал резче, сильнее характер. Где еще искать дополнительные источники энергии? Недавно я прошла тренинг Александра Савкина в Институте коучинга «Тень как ресурс». Это способ посмотреть в глаза своей «тени» — темным сторонам собственной личности, и превратить их свои преимущества. Мне это очень понравилось. Я давно понимала, что бессмысленно отрицать в себе неприятные качества, мы же их зеркалим — и в других людях нас раздражает прежде всего проявление похожих черт. Но мне нужно было понять, как с ними быть, как их можно использовать к себе в плюс. В отрицательных качествах не меньше энергии, чем в положительных, и оказывается, можно их и правда можно продуктивно использовать для пользы дела.