Вася из прошлого и настоящего. Как изменился эмоциональный интеллект у детей
В новой колонке психолог Катерина Мурашова рассуждает, как изменилось общение между детьми за последние 50 лет и почему сегодня они знают, что такое эмоциональный интеллект, но не умеют использовать его, не обладают эмпатией и сочувствием к окружающим
Почему современные дети никого не слушают
Рассказывает моя хорошая знакомая Екатерина, детский библиотекарь-организатор с большим стажем не только индивидуальной, но и групповой работы с детьми.
— Привели нам на занятия два начальных класса из очень престижной, дорогой частной школы. Дети подвижные, говорливые, напористые, собрать их вместе и уговорить или заставить хоть сколько-то помолчать — трудно. Мы с коллегой решили устроить с ними командную работу — современным школьникам это привычно, плюс работа в группе — это поменьше народу и легче координироваться. Разбили их на три группы, и все получилось. Все дети с нашей помощью что-то придумали, сочинили, подготовили, оформили. А дальше мы решили, что теперь каждая команда у нас представит сделанное перед двумя другими. Дети согласились, но в процессе реализации прямо первой части этого плана возникли поистине непреодолимые нашими силами трудности. Дети из двух других команд не только не смотрели выступление третьей команды (это бы еще полбеды), но и всячески им мешали: разговаривали, бегали, комментировали, что-то оспаривали. Мы совместными усилиями с трудом довели до конца первое выступление, начали второе, тут все стало совсем плохо, и мы решили, что продолжать дальше нет смысла — пусть две другие команды покажут выполненное ими уже у себя в школе, под руководством своих педагогов, которых мы подробно проинформируем. То есть мы, конечно, таким образом переложили ответственность, но ловить уже уставших детей, насильно усаживать, а потом все время затыкать им рты… в общем, мы решили этого не делать. Мы сообщили о нашем решении детям, они облегченно выдохнули, вскочили со своих мест и оставшееся время весело бегали по библиотеке (свидетельствую: она большая, там есть где побегать). Однако я быстро заметила, что один мальчик выглядел не просто расстроенным, а прямо, пожалуй, обозлившимся — швырнул что-то из сделанного его командой, стоял в углу и дулся. Я подошла к нему, заговорила и поняла, что он из той команды, выступление которой было фактически сорвано его одноклассниками. Я попыталась его утешить, объясняя, что они еще смогут все показать у себя в школе, но в своих утешениях явно не преуспела.
Тут ко мне подошел тот мальчик, который особенно усердствовал в «срывании» выступления команды обидевшегося ребенка, и самым задушевным тоном произнес:
— Екатерина Владимировна, вы знаете, я думаю, что это все не поможет. У Васи сейчас период эмоциональной нестабильности. С ним такое бывает. Вам лучше, наверное, его просто оставить в покое…